Химик Питер Аткинс из Оксфордского университета, автор множества книг и исследований по физической химии, а так же выдающийся популяризатор науки, ответил на вопросы журнала Редкие земли.

КАКУЮ РОЛЬ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ИГРАЮТ УНИВЕРСИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?

Университеты — критически важная часть современного мира. Они сохраняют знания, распространяют их, делают новые открытия. Крайне важную роль в этом играют международные связи, поскольку с их помощью мы можем запрашивать и обмениваться новыми знаниями со всем миром. Технологические университеты — это совершенно особый класс среди всех других университетов. Наука дает нам новое знание о Вселенной, в то время как технологии обеспечивают способ превращения научного знания в практически применимые методы. Химия является важнейшим компонентом, который позволяет это сделать, позволяет понять, что происходило на Земле до возникновения современной жизни. Таким образом мы можем понять, как работает весь современный мир.

ПОЧЕМУ ВЫ ПРИЕХАЛИ В РОССИЮ В ТАКОЕ СЛОЖНОЕ ВРЕМЯ?

Я думаю, что наука универсальна, и мы, ученые, должны стоять над политическими изменениями, мы должны думать в масштабах вечности. Мы все находимся в поисках знания, у нас у всех одна цель. Поэтому очень важно продолжать контакты. Будет большим провалом для науки, если временные политические трудности остановят это.

С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ?

В этот раз был несколько более долгий процесс получения визы. Я должен был сдавать отпечатки пальцев, что потребовало очень много времени, в других отношениях нет никаких проблем.

А КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ СРЕДИ ВАШИХ КОЛЛЕГ У МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Это очень сложный вопрос. Я не обсуждал эту тему много с моими коллегами, мы больше занимались работой, разговоры о политике у нас редкость. Все рассчитывают, что все политические сложности будут стабилизированы. Это отчасти похоже на чувства спортивных болельщиков по отношению к своей команде. Патриотизм — это чувство удовольствия от принадлежности к своей стране, неважно, насколько она права.

БУДЕТ ЛИ ВОЙНА, КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ?

Трудности сейчас испытывают обе наши страны, но война ужасает всех, в том числе нашу страну, в силу особенностей человеческой психологии это непривлекательная вещь. Мы все проиграем. Я думаю, что это легко — говорить об ужасах войны. Легко рисовать эти картины, но это ничто по сравнению с тем, чтобы переживать их. Это реальная проблема, я думаю, что внешняя политика вашего президента есть продолжение его внутренней политики. Если у вас есть сложности в вашей собственной стране, тогда это неминуемо влияет на ваши отношения с другими странами. Это подтверждается столетиями политической жизни. Но это позорно — вступать в войну, чтобы изменить соотношение сил.

ЧТО БЫ ВЫ СКАЗАЛИ РОССИЙСКИМ УЧЕНЫМ?

Мы, образованные люди, ученые должны сотрудничать, потому что сотрудничество — это лучший путь к прогрессу. Мы в науке должны оставить вопросы политики политикам.

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ О СОСТОЯНИИ НАУКИ В РОССИИ?

Российская наука отличалась тем, что люди решали задачи необычными способами, путями, специфичными для этой страны, но не принятыми в международной науке. Российские ученые испытывали трудности с посещением конференций, с публикацией научных статей в международных журналах. В России, видимо, развился другой тип науки. В определенной степени так происходит везде, но в других странах люди свободно путешествовали и общались. Россия сейчас присоединилась к мейнстриму, но это произошло недавно.

Одна из сильных сторон российской нау- ки — это сильные математические способности у ученых. В российских университетах и вузах уделяют большое внимание преподаванию физики и математики, значительно большее, чем, как мне кажется, у нас на Западе. Многие из наших преподавателей не имеют такого доверия со стороны студентов, поскольку они, вырастая, начинают превосходить их по своим навыкам. А в вашей стране не было такого падения, поскольку поддерживался высокий уровень преподавания математики. Полагаю, что в математических и физических науках Россия находится на высоком уровне.

Российская наука — очень мощная наука, ее не надо недооценивать. В прошлом вы делали восхитительные вещи. Вы были лидерами в ракетной индустрии, но проблемы с контролем качества в производстве компонентов привели к большому числу катастроф. Я не конспиролог, я не думаю, что это было сделано намеренно.

КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ БУДУЩЕЕ?

Я полагаю, что будет серьезный прогресс в области связи и коммуникации, большое развитие получит персонализированная медицина. Я хотел бы быть одним из тех, кто попробует ее достижения на себе. Персонализированная медицина очень важна, в том числе для ликвидации серьезных болезней, уносящих сегодня множество жизней, или для борьбы с наследственными заболеваниями.

Надеюсь, что будет расширяться понимание мира, в моих книгах говорится об основах всего этого. Я хотел бы думать, что это будет происходить и с помощью моих книг, которые дают основу миропонимания для обычных людей. Чем больше людей понимают это, тем больше отказываются от предрассудков и суеверий. До появления искусственного интеллекта, которого все так боятся, и изобретения роботов, которые способны самовосстанавливаться, остается еще много-много лет.

Люди должны сохранить себя, для этого нужно заселить Марс, поскольку уже сейчас у военных есть способы уничтожить Землю, уничтожить цивилизацию. Поэтому экстремально важно иметь население на Земле и где-то еще, скажем, на Марсе. Нужно сохранить ДНК живых организмов с помощью компьютеров, в конечном счете — заселить галактику.