О проекте первого частного космического перелета «Европа – Америка-500», случившегося четверть века назад, мало кто из россиян знает. 16 ноября 1992 года с военного космодрома Плесецк была запущена ракета «Союз». Цель – штат Вашингтон. Что это было? Авантюра, испытание, пролог к конфликту?Или ракета дружбы и сотрудничества? Ответы, а также уникальные фотографии, свидетельства организаторов, исполнителей и очевидцев вы найдете в этой публикации.

К 25-летию космического перелета «Европа — Америка-500»
О проекте космического перелета «Европа — Америка-500» мало кто из россиян знает…
Сейчас, спустя четверть века, когда мы живем в новых реалиях, этот проект кажется еще фантастичнее, чем двадцать пять лет назад. Теперь даже трудно представить, как удалось тогда реализовать столь дерзкий гуманитарный проект.
Космический перелет «Европа — Америка-500» был осуществлен в 1992 году, в Международный год космоса, в год 35-летия запуска первого искусственного спутника Земли, и был приурочен к 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом и 200-летию православия в Америке.
Мне, в то время специальному корреспонденту Государственной радиостанции «Маяк», посчастливилось быть очевидцем уникальных исторических событий от начала и до конца, и в команде журналистов не только видеть все своими глазами, но и рассказывать об этом в прямом эфире.
Идея космического перелета «Европа — Америка-500» состояла в том, что космический аппарат с гуманитарным грузом, запущенный с территории России, должен был совершить посадку в запланированном районе у берегов Северной Америки.


1. Старт ракеты-носителя «Союз» 2. Схема перелета «Ресурса-500» и средств поиска и обнаружения спускаемого аппарата (капсулы) 3. спускаемый аппарат «Ресурс-500» с парашютом

Мысль наладить деловые отношения с американцами пришла в голову начальнику отдела Центрального конструкторского специализированного бюро самарского ЦСКБ (ныне — Ракетно-космический центр «Прогресс») Александру Базлову. Замысел был поддержан генеральным конструктором этого ЦСКБ Дмитрием Козловым, достойным учеником Сергея Павловича Королёва, человеком-легендой, ведущим конструктором ракеты Р-5, затем ракеты Р-7 — знаменитой и легендарной «семерки». Именно эта ракета позволила обеспечить приоритет СССР в разработке межконтинентальных баллистических ракет и положила начало созданию практической космонавтики.
Техническим воплощением замысла занимался самарский завод «Прогресс», возглавляемый генеральным директором Анатолием Чижовым. Идея перелета была одной из 30 тысяч, зарегистрированных в Банке Фонда социальных изобретений, созданном в 1985 году по инициативе читателей при газете «Комсомольская правда».

Геннадий Алференко 
Президент Фонда социальных изобретений, заместитель председателя Государственной комиссии проекта перелета «Европа — Америка-500», председатель Совета директоров консорциума «Европа – Америка-500».


Геннадий Алференко: «Эта идея тогда мне сразу понравилась и показалась интересной. Конечно, проект очень дорогостоящий, но он был способен продемонстрировать миру конверсионные возможности ракетно-космической техники, привлечь внимание общественности, бизнесменов, политиков. Проект был задуман как миссия доброй воли, целью которой было стимулирование мирного использования технологий, ранее доступных только вооруженным силам, и развитие торговых отношений между Россией и США. Чтобы убедить военных в целесообразности перелета, я использовал аргумент — «Мы представим военные разработки в мирных целях». Американцы сначала не могли понять практическую цель запуска ракеты из Плесецка, но после длительных переговоров согласились на запуск.
А теперь, спустя четверть века, я еще больше убеждаюсь, насколько это был уникальный проект! Ведь тогда в его разработке и реализации впервые принимали участие общественные, коммерческие и государственные структуры. Впервые в истории космоса гуманитарный груз был доставлен из Европы в Америку — на спускаемом аппарате, запущенном ракетой-носителем, сходным с кораблем «Восток», на котором приземлился после полета в космос первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
Безусловно, все мы, исполнители проекта, еще как рисковали! Сейчас мне страшно представить, что бы было, если бы что-то пошло не так! Все взяли на себя гигантскую ответственность! Несмотря на огромный профессионализм наших военных, надежность отечественной техники, такая задача решалась впервые, поэтому все готовились с особой тщательностью. Специально был создан консорциум «Европа — Америка-500». Об особой ответственности и важности проекта свидетельствует тот факт, что мне, сугубо гражданскому человеку, был придан статус заместителя председателя Государственной комиссии Космического перелета «Европа — Америка-500», подобной практики у военных никогда не было».


1. Посещение НАСА Борисом Ельциным во время поездки в США в 1989 году 2. Борис Ельцин и Геннадий Алференко

Хронология события
Программа космического перелета состояла из двух этапов. 16 ноября 1992 года с российского космодрома Плесецк ракетой-носителем «Союз», полетная надежность которой составляла 98%, был выведен на орбиту космический аппарат «Ресурс-500». Цель — штат Вашингтон. Символично, что ровно 30 лет назад, в разгар Карибского кризиса, на этих же стартовых столах стояли баллистические ракеты Р-7, нацеленные на Америку, а 21 ноября 1962 года с них были сняты ядерные боеголовки, а ракеты отправлены в хранилища. Поэтому мишень была известной!
В девятнадцати контейнерах спускаемого аппарата были размещены образцы продукции и рекламные материалы пятисот российских компаний; количество 500, по замыслу организаторов, соответствовало дате — 500-летию открытия Америки Колумбом. Это был первый коммерческий проект, поэтому его участники — бизнесмены должны были оплатить ракету, страховку ее полета, спускаемый аппарат, размещение в нем образцов рекламной продукции, приводнение, его поиск и многое другое, связанное с проектом.
Генеральному заказчику проекта — Фонду социальных изобретений, возглавляемому Геннадием Алференко, удалось убедить финансировать проект петербургских бизнесменов — Илью Баскина, генерального директора АО «Гарант», и Юрия Львова, президента банка «Санкт-Петербург». Спонсорами проекта выступали также фирма «Нева-Интернейшнл», которую возглавлял Виктор Яковлев, наш соотечественник, предприниматель из Франции, и фирма «Инновация», руководимая Михаилом Соколовым. Генеральным российским спонсором был предприниматель Николай Смирнов, возглавляющий компанию «Интерсервис» в г. Самаре.
Необходимо сказать о том, что осуществлению проекта способствовала предыстория — частная поездка в США в 1989 году Бориса Ельцина, будущего Президента России. Геннадий Алференко и Фонд социальных изобретений представили Америке опального тогда Бориса Николаевича, известного своей оппозиционностью к действующему Президенту СССР Михаилу Горбачёву. Эта поездка сделала его более известным в кругу ведущих политиков и бизнесменов Америки. Состоялись встречи Бориса Ельцина с Президентом США Джорджем Бушем, экс-президентом Рональдом Рейганом, другими государственными и деловыми лидерами. Поездка осуществила мечту Ельцина увидеть статую Свободы, познакомила его с американской действительностью, со страной рыночной экономики и впоследствии способствовала реализации Космического проекта «Европа — Америка-500» на правительственном уровне в бытность его Президентом России.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время встречи с организаторами и предпринимателями проекта. Крайний справа – Юрий Львов, третий справа – Илья Баскин, слева от Патриарха – Геннадий Алференко, третий слева – Владимир Снегирёв

Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 1486-р «об осуществлении международного гуманитарного проекта «космический перелет «европа — америка-500»
1. «Минпрому России обеспечить изготовление в III квартале 1992 г. космического аппарата «Ресурс-500» и ракеты-носителя 11А511У по договору с Фондом социальных изобретений.
2. Минобороны России обеспечить: подготовку и запуск в ноябре 1992 г. космического аппарата «Ресурс-500», а также управление его полетом по договору с Фондом социальных изобретений; поиск в акватории Тихого океана спускаемой части космического аппарата «Ресурс-500» и доставку ее в порт назначения по договору с Центральным специализированным конструкторским бюро Минпрома России».

Фонд социальных изобретений
Фонд был создан в 1985 году как негосударственная благотворительная организация, способствующая распространению демократических идей, реализации инициатив, направленных на создание в России гражданского общества, социальных институтов для развития предпринимательства в сфере частного сектора. Это позволяло привлекать к сотрудничеству по осуществлению социально значимых проектов частных граждан и коммерческие организации. Так, благодаря Фонду в 1987 году были собраны средства для реализации программы «Долг» по социальной реабилитации ветеранов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане. В рамках этой программы состоялись совместные встречи американских ветеранов войны во Вьетнаме и наших ветеранов-«афганцев». Создание в 1987 году Фонда социальных изобретений США с офисами в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Джуно (Аляска) стало новым шагом в развитии международной активности российского Фонда. Затем был амбициозный проект «Сибирь — Аляска» (1985–1992) по развитию сотрудничества между Северо-Восточным регионом России и американским штатом Аляска, одним из результатов которого было введение безвизового режима пересечения Берингова пролива. Тогда многие эскимосские семьи, живущие на Аляске и в России и с 1948 года разделенные закрытой границей, смогли воссоединиться. Было открыто прямое воздушное сообщение Хабаровск — Магадан — Петропавловск-Камчатский — Анкоридж — Сиэтл — Сан-Франциско. И теперь можно с уверенностью сказать, что все это способствовало реализации такого масштабного проекта, как «Европа — Америка-500».


1. Сергей Павлович Королёв, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в СССР, основоположник практической космонавтики. Дмитрий Ильич Козлов, ученик С.П. Королёва
2. 1992 г. 35-летие космодрома Плесецк. Третий слева – Александр Ряжских, начальник Главного ракетного вооружения – заместитель главнокомандующего РВСН в 1984–1993 генерал-полковник, далее Юрий Яшин, начальник космодрома «Плесецк» в 1975–1979 г, в 1989–1993 — заместитель Министра обороны РФ генерал армии; справа – Татьяна Чемоданова, пресс-секретарь Министра обороны РФ; Анатолий Перминов, начальник космодрома Плесецк, генерал-полковник

Итак, 16 ноября 1992 года. Космодром Плесецк. С момента выхода распоряжения Правительства России «Об осуществлении международного гуманитарного проекта «Космический перелет «Европа — Америка-500», датируемого августом, прошло всего три месяца. И вот красавица-ракета во всем своем величии, результат огромных усилий человеческих рук и возможностей, с пристыкованным спутником «Ресурс-500», готова к пуску со стартового комплекса! Ее масса с космическим аппаратом — 304,4 тонны.
Вспоминаю, стояла ясная морозная ноябрьская ночь. Команда «Пуск!»… И через считаные минуты ракета-носитель «Союз» с головной частью «Р-500» оторвалась от пусковой установки и, освещая окрестности мощным заревом, резко набрала высоту и с грохотом и рокотом унеслась в небо! Адский свет! Стало светлее, чем днем! Казалось, что темное ночное небо сейчас вспыхнет заревом пожарища! Когда ракета, примерно на высоте трех километров, вошла в плотные облака, оставив характерный запах топлива и ни с чем не сравнимый специфический гул, народ ликовал! Через считаные минуты над Северным Ледовитым океаном и Северным полюсом отделятся ступени «Союза», и спутник ляжет на орбиту, направляясь на штат Вашингтон!

Из официальной справки
«16.11.1992 в 00:52:00 (мск) с космодрома Плесецк, стартовый комплекс № 16, осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз 11A511У», которая вывела на околоземную орбиту российский спутник «Ресурс-500» (22217 / 1992 075А). Космический аппарат выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 82,6 град.; период обращения — 88,6 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 177 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 237 км».

На пуске было много официальных лиц, среди них был замечен Олег Лобов, председатель экспертного совета при Президенте России, а также журналисты, дипломаты, священнослужители.
Закрытый военный космодром, с особой степенью секретности, с очень жесткой пропускной системой (на космодроме автору этих строк посчастливилось с 1981 по 1987 год проходить военную службу вместе с мужем — офицером, работать на радио космодрома и поэтому знать об этом не понаслышке), поистине стал центром мировой общественности! По словам начальника космодрома генерал-полковника Анатолия Перминова, «перед запуском на космодром прибыл целый эшелон именитых гостей из Санкт-Петербурга. Чтобы не нарушать режимность объекта, ночью поезд подтянули ближе к стартовой позиции, гости вышли из вагонов, чтобы только увидеть старт ракеты, а затем эшелон сразу отправили на городскую станцию для обратной поездки».

Анатолий Перминов 
Начальник космодрома Плесецк в 1992 году, в 2001–2004 — командующий Космическими силами РФ, в 2004–2011 — руководитель Федерального космического агентства «Рос-космос», в настоящее время — заместитель генерального директора ОАО «Российские космические системы» генерал-полковник. Вице-президент международной академии астронавтики.


Подготовка к полету
Анатолий Перминов: «Серийный космический аппарат «Ресурс Ф-1», на базе которого был создан «Ресурс-500», был выбран не случайно, так как он обеспечивал возможность гибкого маневрирования на орбите для надежной посадки спускаемого аппарата в заданный район.
Этот спутник-фоторазведчик хорошо себя зарекомендовал, давно и систематически применялся в гражданских целях для фотографирования поверхности Земли. К примеру, в спускаемой капсуле раньше осуществлялась доставка на казахстанский полигон Байконур пленки, отснятой при проводимых запусках. Поскольку американская сторона была категорически против приземления «сюрпризов с небес» (как бы чего не вышло!) и согласилась только на приводнение, то самарским ЦСКБ и самарским заводом «Прогресс», как исполнителями, были произведены значительные доработки по плавучести капсулы, а также модифицированы ее антенные устройства, благодаря которым она и была обнаружена при приводнении в акватории Тихого океана. Раньше подобного приводнения не проводилось, поэтому все было сделано так, чтобы обеспечить сохранность капсулы для запланированной посадки на воду».

Дмитрий Ильич Козлов 
Генеральный конструктор ЦСКБ, советский и российский ученый, конструктор ракетно-космической техники, ведущий конструктор ракет Р-5 и Р-7.


Сам спутник весил 5,5 т. Спускаемая капсула представляла собой шар диаметром 2,3 м, выполненный из обычных «космических» сплавов с теплозащитным покрытием. Внутри нее находилось 19 контейнеров, в которые поместили послания мира и доброй воли американскому народу от Президента России Бориса Ельцина, экс-президента СССР Михаила Горбачёва, бывшего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Далай-ламы, а также рождественский подарок президенту США Биллу Клинтону, русские православные иконы из собора Святого Спиридона, рисунки детей школы искусств города Мирного, в котором проживают военнослужащие и члены семей космодрома Плесецк, а также образцы продукции российских компаний. Кроме этого в капсуле находилась хрустальная скульптура статуи Свободы.
По техническим условиям масса сувенирной продукции в спускаемой капсуле не должна была превышать одну тонну. Чтобы уравновесить центр тяжести спускаемого аппарата, специалисты космодрома тщательно укладывали и закрепляли сувениры. Начальником центра испытаний и применения космических средств был полковник Анатолий Овчинников, который непосредственно занимался этим проектом. Запуск осуществляли Военно-космические силы РФ, возглавляемые командующим генерал-полковником Владимиром Ивановым. Управление космическим аппаратом осуществлял ранее засекреченный Главный центр командно-измерительных комплексов в «Голицыне-2», который находится в 30 км от Москвы.

На седьмые сутки полета на нисходящей части 111-го витка включилась тормозная система двигательной установки. Приводнение капсулы прошло за 20 минут, из них 10 — время ее спуска на парашюте. Спутник приводнился 22 ноября 1992 года в 10:30 по местному времени в Тихом океане примерно в 190 километрах от западного побережья США (рядом с г. Сиэтл, штат Вашингтон). А сам спутник «Союз» после выполнения программы полета разрушился в плотных слоях атмосферы.
Итак, то, что отрабатывали с 1957 года русские ракетчики, было достигнуто! Изделие «Р-500», массой 5519,3 кг, длиной 7,2 м, диаметром 2,3 м успешно заброшено ракетой-носителем «Союз» на территорию потенциального противника!


1. Схема маршрута «Маршала Крылова». Корабль вышел из порта приписки, с Камчатки, 8 ноября и 20 ноября достиг зоны базирования


2. «Русский корабль везет груз доброй воли». публикация в газете The Seattle Times, 1992 г.

Сообщение ИТАР-ТАСС
«22 ноября 1992 года в 21:39 (Мв) (18:39 по Гв), после семи суток орбитального полета изделие «Р-500», запущенное 16 ноября с космодрома Плесецк боевым расчетом ракетных войск, планово достигло назначенную цель в заданном квадрате с координатами 46,7 градуса северной широты и 126,5 градуса западной долготы в 190 км от западного побережья США (рядом с городом Сиэтл, штат Вашингтон)».


1. Контрольно-измерительный комплекс (КИК) «Маршал Крылов» на рейде 2. Антенны корабля «Маршал Крылов»

Примечательно, что российская гуманитарная акция состоялась буквально на следующий день после того, как американцы запустили военный спутник в рамках программы «звездных войн», о чем сообщило 21 ноября 1992 года агентство «Ассошиэйтед Пресс»: «В США с авиабазы Ванденберг, шт. Калифорния, осуществлен запуск спутника по программе «звездных войн». Он был выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Скаут». Спутник, вес которого 149 кг, предназначен для работ по программе СОИ, предусматривающей создание широкомасштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования».

 


1. Во время доклада на палубе 2. Автомобиль-вездеход «Синяя птица» сгружают на пристань

Приводнение и поиск спускаемого аппарата
Поиск спускаемого аппарата в нейтральных водах Тихого океана и его доставку в Сиэтл проводил поисково-спасательный корабль — измерительный комплекс «Маршал Крылов» ВМФ России, имеющий опыт по поиску объектов в условиях океана. Это — корабль-гигант длиной 211 м, который ранее использовался непосредственно для разведывательных целей и для отработки новых образцов ракетных комплексов военно-космических сил. На его борту находился комплекс поисковых радиотехнических средств и два современных поисковых вертолета.


1. Военный вертолет Ка-32, вдали на рейде – корабль «Маршал Крылов» 2. Пилоты военного вертолета Ка-32

Геннадий Алференко: «Сложности были в том, что корабль «Маршал Крылов», базировавшийся на Камчатке, был засекречен. И поначалу военные под руководством командующего ВМФ Владимира Чернавина никак не хотели его рассекречивать и обнародовать. Мало того, чтобы приводнилась капсула, необходимо было решить непростые организационные вопросы по закрытию воздушного пространства и акватории Тихого океана в районе приводнения спускаемого аппарата. Накануне запуска ракетоносителя «Союз» с пристыкованным изделием «Ресурс-500» информационное агентство ИТАР-ТАСС по своим каналам распространило сообщение, что, согласно расчетным данным, с 20 по 22 ноября спускаемый аппарат приводнится в нейтральных водах в заданном квадрате, ориентировочные координаты 46,7 градуса северной широты и 126,5 градуса западной долготы, воздушное пространство и акватория Тихого океана для прохождения морских судов будут закрыты.


Капсула «Ресурс-500» на палубе корабля «Маршал Крылов»

Чтобы все, говоря военным языком, прошло штатно, в реализации проекта принимали участие средства системы ПРО и береговая охрана США, а для пеленгации капсулы использовалась международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных работ КОСПАС-САРСАТ.
Как только включился тормозной двигатель космического аппарата «Ресурс-500», началась ответственная операция — обнаружение и поиск капсулы. Она проходила в невероятно сложных климатических условиях. Для получения разрешения на немедленный поиск спускаемого аппарата (а из-за сильного шторма были сомнения в исходе операции), мне пришлось лететь на вертолете береговой охраны США в район его приводнения, выходить на связь с Министерством обороны России. Перед запуском «Союза» с космодрома Плесецк нас, участников проекта, принял Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, с которым мы поделились опасениями, что из-за бюрократических проволочек могут затянуться сроки приводнения спускаемого аппарата, так как конец ноября — время больших штормов в 8–9 баллов в районе Сиэтла, а пороговые характеристики корабля-спасателя «Маршал Крылов» — 4–5 баллов. На что Патриарх сказал: «Делайте все, как должно быть. Все случится, как задумано». Так и произошло!»

Вадим Шардин 
Командир корабля «Маршал Крылов» (1992–1999), капитан 1-го ранга ВМФ России.

Несмотря на то что накануне в заданном районе был шторм 6–7 баллов, порывы ветра достигали 22 м/с, к моменту приводнения шторм, всем на удивление, невероятно быстро стих до 5 баллов, космический аппарат успешно приводнился в море и был выловлен с первой попытки. Капсулу подняли на борт «Маршала Крылова». Командовал кораблем и операцией поиска и подъема капсулы капитан 1-го ранга ВМФ России Вадим Шардин.
Простояв сутки на рейде, «Маршал Крылов» утром 24 ноября пришвартовался в порту Сиэтла. Здесь его встретили правительственные чиновники, а также мэр Сиэтла Норм Райс, секретарь штата Вашингтон Ральф Манро, российские космонавты Герман Титов, Павел Попович, командующий ВМФ России адмирал Владимир Чернавин, командующий ВКС России генерал-полковник Владимир Иванов, другие официальные лица. Встреча была очень запоминающейся, несколько оркестров играли торжественные марши. Событие для Сиэтла было далеко не заурядным, поэтому оно привлекло внимание общественности. Для жителей Сиэтла это был настоящий праздник.
На корабль была устроена экскурсия для всех желающих. Очередь была огромная: посетители с особым любопытством осматривали каюты, палубы, но больше всего их интересовала капсула. Ранее засекреченный «Маршал Крылов» впервые был открыт для посещения гражданами США на протяжении нескольких дней. По словам командира корабля Вадима Шардина, это было впервые, когда кто-то вообще из широкой публики, включая российских гражданских лиц, был допущен на борт, не говоря уже об иностранцах.
Вспоминаю, как спускаемый аппарат возили по улицам города на вездеходе-амфибии «Синяя птица», что вызывало неподдельный интерес у местных жителей. На нем же перевозили капсулу в Музей авиации всемирно известной компании «Боинг», где она находится и сейчас. Получалось, что орбитальный аппарат «противника» в виде большого шара-капсулы прилетел с неба в центр авиастроения и разместился в стратегическом пространстве США. Поэтому сначала сиэтлиты были просто в шоке и недоумении! Не всем было понятно, как российская межконтинентальная ракета не была перехвачена американскими системами ПВО. Более того, «боеголовка» ракеты (в нашем случае — спускаемая капсула) беспрепятственно приводнилась в акватории Тихого океана, недалеко от города Сиэтла.
В отеле «Шератон» американской стороной были устроены празднества по случаю успешного окончания проекта. Русских приветствовал организатор Игр доброй воли 1990 года в Сиэтле Боб Уолш. Он же проводил переговоры с американскими властями о подъеме и доставке спускаемого аппарата. Состоялись российско-американская конференция по сотрудничеству в бизнесе, презентации российских фирм, художественные и фотовыставки. А продемонстрировать российской стороне было что! По словам Геннадия Алференко, американцев очень интересовали наши спутники зондирования Земли для исследований, в частности, районов Южной Америки и Аляски. Исходя из этого, они готовы были в перспективе сотрудничества оплачивать разом полную стоимость ракеты. Интерес к России был настолько велик, что буквально в воздухе витало: «Уж если русские способны на такие масштабные дела в космосе, то с ними можно сотрудничать в бизнесе и на Земле».


Международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ поддержки поисково-спасательных операций предназначена для оперативного оповещения о чрезвычайных ситуациях и определения географических координат места бедствия. Совместный проект России, США, Канады и Франции.

Этот интерес со стороны американских бизнесменов был таким искренним, чего, похоже, российская сторона не ожидала!
Ответ российской стороны тоже был достойным. Хлебосольный торжественный прием с красной икрой, привезенной моряками с Камчатки, был устроен на корабле «Маршал Крылов». И поскольку наше пребывание было приурочено к большому американскому государственному празднику — Дню благодарения, то все мы — 330 гостей из России, находившиеся под патронатом «Ротари-клуба» и проживавшие в американских семьях, и 450 моряков «Маршала Крылова» (матросы и командный состав) — приняли участие в семейных ужинах с традиционной индейкой. Эти воспоминания до сих пор свежи и живы во мне, так как хозяева семьи, в которой жила я, буквально взахлеб рассказывали соседям о достижениях русских и о том, что они видели на корабле. Тогда было впечатление, что все мы друзья навек и времена холодной войны уже больше никогда не вернутся!


Оценив семибальный шторм, Геннадий Алференко прилетел на американском вертолете. У американских пилотов – первая посадка во время шторма на российский корабль

Из письма мэра Сиэтла Нормана Райса Борису Ельцину
«Мир вступил в новую эру, которая дает возможность заменить военную конфронтацию экономическим сотрудничеством и перевести военные производства на гражданские рельсы. Проект космического перелета «Европа — Америка-500» является своевременной акцией для привлечения внимания к этим мирным целям. Организаторы космического перелета не смогли бы выбрать более подходящего места для приземления космического аппарата. Более ста лет назад русские исследователи сыграли значительную роль в освоении Северо-Западного побережья. Традиции Сиэтла в плане тесных связей с Россией укрепились и расширились во время последних Игр доброй воли. Новые воздушные пути, соединяющие Дальний Восток и Анкоридж, также служат на благо нашего региона».

Подводя итоги
Поездка за океан в 1990-е годы для нас, журналистов, как и для всех участников, стала большим событием, своей встречей с Америкой! Российская делегация была доставлена двумя самолетами, зафрахтованными бизнесменами (один прибыл из Москвы, другой из Санкт-Петербурга). Летели двое суток, с посадками и дозаправками в Омске, Хабаровске, Магадане, Петропавловске-Камчатском через Анкоридж (Аляска). В стране было экономически сложное положение, были перебои с авиационным керосином, поэтому в некоторых аэропортах приходилось стоять подолгу, пока бизнесмены решали вопросы с продолжением полета.
На одной из таких стоянок я поинтересовалась у Ильи Баскина, генерального директора АО «Гарант», как удалось осуществить такой мощный финансовый проект.

Илья Баскин 
Генеральный директор АО «Гарант», один из основных финансистов проекта «Европа – Америка-500».

 

Илья Баскин: «Я до сих пор сам не верю и удивляюсь, как мы могли это сделать, так как найти такие большие деньги и все это сделать казалось нереально! Но мне очень хотелось доказать самому себе и всем, что невозможное — возможно! Этот проект с нуля до запуска мы делали день и ночь. 28 дней и ночей я провел в поезде, из Санкт-Петербурга в Москву, туда и обратно. Кому расскажи — не поверят»!

 

Владимир Иванов 
Командующий Военно-косми-ческими силами в 1992–1996 гг., генерал-полковник, в 1984–1989 — начальник штаба Главного управления космических средств Министерства обороны СССР, в 1979–1984 — начальник космодрома Плесецк.

Владимир Иванов: «Проект реализовывался ВКС России. Его выполнение стало не только хорошей проверкой наших ракетных и космических достижений, но и проверкой всего хозяйственного механизма выполнения космических проектов в непростых экономических условиях 1990-х годов в период формирования Военно-космических сил России».

Проект имел свое продолжение. После космического перелета «Европа — Америка-500» на правительственном уровне двух стран Председателем Правительства России Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором был подписан меморандум, по которому с 1993 по 2000 год 3000 российских предпринимателей прошли стажировки в частных компаниях, оплачиваемые бизнесменами США, русские в течение нескольких недель проживали в их семьях. Координаторами программы с российской стороны была Федеральная служба занятости России, а с американской стороны — Совет по международным исследованиям и обменам.
Проект был очень важным в государственном масштабе и настолько прорывным, что поистине опередил свое время. Впервые такой масштабный проект был реализован частными усилиями при поддержке правительств обеих стран. Благодаря заказам, связанным с реализацией проекта, удалось сохранить тысячи рабочих мест на предприятиях Самары, работающих на космос, в экономически тяжелое для страны время.
Российско-американское сотрудничество продолжалось впоследствии в разных сферах. При содействии Правительства РФ, МИД и ВВС России группе «Алференко и партнеры» удалось реализовать проект «60 лет первого беспосадочного трансатлантического перелета СССР — США Валерия Чкалова» и открыть музей великого летчика в Ванкувере (шт. Вашингтон). В 2000-х годах на уровне МИД России была организована встреча бизнесменов и парламентариев двух стран, которая тогда обеспечила приток частных инвестиций в экономику и промышленность России.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 апреля 1994 г. № 366 «Одобрить представленный Федеральной службой занятости России, Министерством иностранных дел Российской Федерации и Комитетом Российской Федерации по делам молодежи, физической культуре и туризму проект Меморандума о понимании и поддержке российско-американского пилотного проекта обмена и содействия молодым предпринимателям и специалистам России «Партнерство» между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки».

Председатель Правительства Российской Федерации В.C. Черномырдин

Анатолий Перминов: «Проект продемонстрировал высокий уровень российской космической техники, ее энергетические возможности, надежность и оперативность модернизации. Он был осуществлен в рекордно короткие сроки с существенной доработкой серийного космического аппарата для посадки на водную поверхность, что ранее не выполнялось. Это была очень смелая идея — по сути дела, продемонстрировать нашему потенциальному противнику мощь и достижения ракетно-космической техники. А как символ надежности отечественной техники наш русский ракетоноситель привез хрустальную статую Свободы, которая при взлете и посадке не разбилась, а выдержала все перегрузки! Ведь носителем аппарата являлся все тот же надежный «Союз», преемник знаменитой королёвской ракеты Р-7А.
Это был первый коммерческий запуск, который открывал перспективы для заключения долгосрочных выгодных контрактов. Проект предусматривал продвижение крупнейших международных конверсионных программ в области ракетно-космических технологий».


Геннадий Алференко: «Тогда проект космического перелета показал, что эпоха военного противостояния закончилась, а задача мирового сообщества, как виделось нам, организаторам проекта, — в переориентации военно-промышленного потенциала в сферу гражданского производства. Получается, что этот памятный пуск ракеты «Союз» со спутником «Ресурс-500» прорвал не только пространство, но и опередил время.
Спутник «Ресурс-500» прилетел практически по тому же трансатлантическому маршруту, что и самолет АНТ-25 Валерия Чкалова, известному как «рекорд дальности», то есть через Северный полюс, Ледовитый океан, и приводнился в окрестностях американского города Сиэтла, в том же штате Вашингтон».

«Из России – с любовью» – публикации о космическом перелете «Европа – Америка-500» в американской прессе. На снимке газеты: члены экипажа судна «Маршал Крылов» Руслан Богданов и Сергей Самсоненко (на заднем плане)

Все удалось осуществить благодаря конструкторам и военным, которые нашли удачное технологическое решение. «Строго засекреченные» до 1990-х годов, профессионалы с большой буквы, великие патриоты страны, продолжатели славных традиций российского космоса редко попадали в камеры объективов, не привыкли выставлять свою работу напоказ. Ракетоносители, которые они создают и изготавливают, — единственные в мире пилотируемые ракеты. А какого напряжения сил требуют запуски с космодромов! Это труд тысяч и тысяч людей, и всех их отличает повышенная требовательность к себе, ответственность каждого за конечный результат. Достойными сынами Отечества по праву гордится Россия! Секрет успеха — в союзе передовой конструкторской мысли, передовых технологий, в стремлении идти в ногу со временем, а зачастую опережая его.
Возможно, из-за повышенной секретности проект тогда не получил широкой огласки, как бы остался «всенародно незамеченным», и о нем знают в основном специалисты и военные. Но, несмотря на это, он стал своеобразной точкой отсчета в развитии коммерческого освоения космоса и сотрудничества России и США в этой области, а мы стали друзьями с американцами.


Торжественная встреча «Маршала Крылова» на пристани города Сиэтла. Ранее засекреченный военный корабль впервые был открыт для посещения гражданами США на протяжении нескольких дней

В 1990-х годах Россия и NASA расширили сотрудничество, в том числе в рамках программы совместного использования орбитальной станции «Мир», которую можно считать предшественницей нынешней Международной космической станции (МКС). Сотрудничество русских и американцев в космосе продолжается. Сегодня ключевым направлением космической кооперации является работа на МКС, часть модулей которой создана и выведена на орбиту Россией. Наша страна также осуществляет доставку космонавтов и американских астронавтов на МКС, проводятся совместные исследовательские работы в разных областях и проектах. И это лишь малая часть большой работы.
И сейчас, как и четверть века назад, несмотря на изменившиеся реалии, Россия готова и расположена к диалогу и партнерским отношениям с Америкой на самом высоком уровне. Ведь Россия и США, как две великие державы, в первую очередь ответственны за будущее цивилизации! У нас в мире одна на всех планета Земля! И главное, в интересах всех живущих, — сохранить наш общий дом, нашу Вселенную!

 

Татьяна Чемоданова 
Участник журналистского пула Космического перелета «Европа — Америка-500», член Союза журналистов России, Заслуженный работник печати Московской области. В 1992 г. — пресс-секретарь Министра обороны РФ, в 1987–2000 — комментатор, специальный корреспондент Государственной радиостанции «Маяк», в 1981–1987 — главный редактор радио космодрома Плесецк. Награждена Благодарственным письмом Председателя Правительства России.

Выражаем благодарность пресс-центру космодрома Плесецк за предоставленную информацию. В статье использованы фотоматериалы Марка Хаммергрена (США), из личного архива Геннадия Алференко, Владимира Снегирёва, Сергея Холодилова, а также сайта toge.ru

 

ТЕКСТ: Татьяна Чемоданова