Ежегодно городские власти проводят комплексную реконструкцию тротуаров, одновременно убирается под землю часть проводов, меняется бордюрный камень и покрытие пешеходных дорожек, обновляется ливневая канализация — в этом году обильные дожди доказали необходимость ремонта.

Наш собеседник — Владимир Леонтьев— один из тех, кто зарывает инновации в землю, в прямом смысле этого слова. Его фирма — «ОргСинтезРесурс» — разработала и поставляет в Москву модульную систему, способную, по словам Владимира Юрьевича, решить проблему с реконструкцией ливневой канализации. Правда, пока она лишь проходит обкатку. В качестве эксперимента «водоотводные лотки из композиционного полимерного материала «Пикален»» — так официально называется продукция, которую выпускает фирма Леонтьева, — будут установлены лишь в нескольких местах — на Спиридоновской улице, Каширском шоссе и Ленинградском проспекте. Инновационные композитные лотки разрабатывались как элемент так называемой «дорожной одежды» — для обустройства обочин автомагистралей и отвода воды с дорожного полотна. Но может применяться и для обустройства дворовых территорий, здесь лотки пригодятся, чтобы отводить дождевую воду, стекающую с крыш. «Приживется в Москве — приживется и по России», — уверен наш собеседник. 
Мы встретились с Владимиром во дворе дома № 14 по Ленинградскому проспекту — он лично контролировал доставку лотков к месту назначения. Тентованную ГАЗель — 240 лотков с решетками — двое рабочих разгрузили за полчаса, и это первое зримое отличие. Бетонный желоб, обычно применяемый для водоотведения, в разы тяжелее, труднее режется и гораздо более хрупкий — бьется при падении.

Редкие земли: Владимир Юрьевич, чем ваша продукция отличается от того, что представлено сейчас на рынке?

Ну, прежде всего тем, что на рынке, в принципе, нет изделий с композитной решеткой, а у нее есть свои неоспоримые преимущества. Это прежде всего антикоррозийность. Металлические решетки, которые долго лежат на месте, ржавеют, болты, которыми они фиксируются, «прикипают» к резьбе, и через 2–3 года их только срезать можно. И через некоторое время решетки лежат просто, без крепления, а это уже травмоопасно. В нашей продукции нет ни одной металлической детали, а значит, и этих недостатков нет. Все винты из того же материала, что и лотки, и решетки. Легко снимаются и ставятся на место. Крепление там тоже особое — больше никуда этот винт не поставить. Кроме того, металлические решетки воруют и сдают в металлолом. Композитные — никуда не сдашь. Значит, еще и антивандальное исполнение получается. А еще композитная решетка не ржавеет и сохраняет внешний вид на протяжении всего срока службы.

Это сколько по времени?

Мы даем гарантию 12 лет. Просто изначально мы разрабатывали эти лотки как «дорожную одежду» для автомагистралей, а каждые 12 лет дорога должна капитально ремонтироваться. Вот мы и рассчитали наши лотки таким образом, чтобы они стояли «от капремонта до капремонта». И тут же нажили себе проблем, потому что на промежуточные тоже деньги выделяются…
То есть у вас еще и «антикоррупционные» лотки получились?
По всему выходит, что да… 

А если серьезно, сплошной композит, без металла, насколько это прочная конструкция? 

Эти вот лотки, которые поставляются в Москву по программе «Моя улица» — по паспорту выдерживают нагрузку до 12,5 тонны. Хотя на самом деле на испытаниях мы и до 14 тонн нагружали… И обратите внимание — это «самонесущая» конструкция, то есть ей для того, чтобы встать, нужно только бетонное основание — дополнительная заливка бетоном по краям не нужна. 

Интересно. А какие еще испытания прошли ваши лотки?

Спросите лучше, какие испытания мы НЕ проходили… Испытания проводятся в первую очередь на сосредоточенную нагрузку, на распределенную нагрузку, на ползучесть, это уже такие технические термины. На пожароопасность, на воздействие противоледных компонентов, на ультрафиолетовое излучение и вообще на воздействие климатических факторов, это очень важно, потому что мы живем в такой климатической зоне, что у нас часто прыгает «через ноль» температура. Днем тепло — снег тает, вода затекает в щели и трещины. Ночью замерзает, расширяется и разрывает асфальт, бетон… Несколько таких циклов — и дорога приходит в негодность. Поэтому к климатическим тестам мы очень серьезно подходили, испытывали нашу продукцию буквально при экстремальных показателях. Рабочий диапазон наших лотков от –60 до +45 градусов. 


А как вообще возникла идея этих лотков? 

Мы вообще-то ими давно занимаемся. Только работаем в основном с РЖД — там конструкция немного другая. Поскольку эти лотки устанавливаются вдоль откосов и насыпей, там крышка глухая, а сам лоток — с отверстиями по верхнему краю. Но, в принципе, и материал, и конструкция в системе РЖД себя уже неплохо зарекомендовали. А когда началась история с импортозамещением, и поддержкой отечественных инновационных технологий, мы решили попробовать занять новую нишу. Переработали наши инженеры конструкцию лотка, просчитали верхнюю решетку… Кстати, она не просто так сделана — щели в ней рассчитаны так, чтобы женщина на каблуках могла пройти по решетке не проваливаясь. 

В системе РЖД есть путевые обходчики, которые следят за состоянием полотна и инфраструктуры. А во дворах таких людей нет, только дворники. Ваши лотки надо как-то обслуживать, и как часто?

Раз в год. Снять одну решетку и опустить туда шланг с водой. Понимаете, в отличие от бетона, канал из композита не шершавый, а гладкий, за него ничего не цепляется. Всё с водой должно уйти.

Трудно было «вписаться» в московскую программу реконструкции?

Знаете, новое продвигать всегда трудно. Приходится ходить, доказывать, убеждать в своей правоте. Мы с московскими властями впервые встретились в ноябре прошлого года. Но к тому моменту у нас был опыт работы с РЖД, поэтому мы загодя подготовили настолько полный пакет документации — по стандартам, по экспертизам, по всему буквально. То есть у нас на каждый вопрос был не просто готов ответ, а это был «документально подтвержденный» ответ. Ну, в результате — сами видите, работаем… 

Московские власти одно, но и сами москвичи — достаточно «капризные» потребители. Вам уже пришлось пообщаться с жителями домов, в чьих дворах устанавливаются ваши лотки?

Да, люди подходили, интересовались. Я одному общественнику тут целую лекцию прочитал — «что такое композитные материалы и в чем их преимущество». Например, композитные решетки не обмерзают зимой так, как металлические. Но некоторых жителей убедить трудней, чем городские власти. Всё равно сомнения остаются, и чтобы они развеялись, надо чтобы наша продукция хотя бы одну зиму отстояла. Тогда люди всё сами увидят.

Не боитесь, что не пройдете испытание?

Нет. Нам никогда не было стыдно за свою продукцию.