Свое 70-летие отмечает Государственный научный центр РФ АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» - ведущий институт в области высокоточной навигации, гироскопии и гравиметрии. В сферу его интересов входят системы ориентации космических аппаратов, антенно-фидерные и коммутационные устройства, автоматизированные комплексы радиосвязи, приборы точной электромеханики, разработка и изготовление средств связи для судов и подводных лодок.

ПРЕДЫСТОРИЯ ЦНИИ «ЭЛЕКТРОПРИБОР» началась в 1929 году с Военно-Морской части (ВМЧ) одноименного завода, которая занималась системами управления огнем главных калибров артиллерии. В 30-е годы ВМЧ были разработаны приборы управления стрельбой корабельной артиллерии и первые отечественные гироскопические приборы для флота и авиации. В обеспечение послевоенной программы кораблестроения на базе ВМЧ в 1945 году был организован ленинградский филиал московского Специального конструкторского бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности — СКБ НКСП, в 1949 году преобразованный в НИИ-303. В 1957 году в состав НИИ в качестве опытного завода включен завод «Электроприбор». С 1966 года институт стал называться Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор» и позиционировался как ведущее в стране предприятие по разработке высокоточных навигационных комплексов и гироскопических систем для кораблей ВМФ. 


Качественный скачок в развитии навигационного вооружения произошел в 50-е годы. Причин было две. Во-первых, были созданы баллистические ракеты морского базирования, а это в свою очередь потребовало многократного повышения точности навигационных данных. Во-вторых, в строй встали атомные подводные лодки, началось активное освоение ими Арктического бассейна. При длительном подледном плавании успех выполнения поставленной задачи существенно зависел от точности навигации. Обе задачи были решены в кратчайшие сроки, и советские военные моряки получили, пожалуй, лучшие на то время навигационные приборы, способные обеспечить высокоточную автономную навигацию на всей акватории Мирового океана, включая район Северного полюса. Параллельно специалисты «Электроприбора» решали проблему стабилизации артиллерийских орудий и дальномеров в условиях качки. В это время институтом были созданы системы управления различными видами вооружения кораблей, в том числе системы гироскопической стабилизации, системы управления движением кораблей-экранопланов, судов на воздушной подушке, на подводных крыльях, прецизионная система ориентации искусственных спутников Земли, морские радио-астрооптические и гравиметрические системы. Владимир Пешехонов, генеральный директор концерна «Электроприбор», считает, что со второй половины 60-х годов навигационные задачи создания океанского флота были по большей части решены. 

Владимир Пешехонов лично испытывал новое поколение навигационных приборов в «боевых» условиях. В марте 1980 года он стал участником первого зимнего похода советской атомной субмарины на Северный полюс Земли. «Первая серьезнейшая задача, которую мы решили, — рассказывает он, — поход атомной подводной лодки в район Северного географического полюса.

Вы понимаете, что на полюсе скорость вращения Земли равна нулю, а это значит, что там нечего мерить гироскопическим прибором. А если проще, то кругом юг, и неизвестно, как показывать на север. Была придумана и реализована специальная квазигеографическая система координат. Особая точка полюса была перенесена на пересечение экватора и 180-го меридиана. И дальше работал режим хранения координат. Сегодня эту военную разработку уже нужно осваивать и для гражданских целей». 

Еще одна задача, которую специалисты института решали в течение 40 лет, — обеспечение подводного старта баллистических ракет. Ракета морского базирования хороша тем, что ее местоположение скрыто, но эта скрытность имеет свою цену. Понятно, как решается задача, если ракетная шахта привязана топографами, координаты и глубина погружения ракеты в шахту известны с точностью до сантиметра, если мы знаем направление меридиана с точностью до угловых секунд, и если всё неподвижно. А вот как ее решить на движущейся подводной лодке? Сегодня благодаря ученым «Электроприбора» эта задача решена в полном объеме, что доказано на многоцелевых атомных подводных лодках класса «Ясень» и ракетоносцах класса «Борей». В трудные для промышленности 90-е годы главная задача заключалась в том, чтобы расширить сферу применения технологий, созданных для морских навигационных комплексов, и выжить. В это время на «Электроприборе» проходят разработки системы ориентации спутника дистанционного зондирования Земли, измерителя микроускорений технологического спутника. Ученые ЦНИИ принимают участие в разработках системы стабилизации скоростных поездов, системы ориентации для военных целей различного назначения, систем подземной навигации и ветроэнергетики. Для медицины был создан стереоскопический манипулятор, обеспечивший высокоточное позиционирование инструментов при проведении операций на головном мозге, что многократно облегчило проведение операций. 
    

Спектр новых задач, решаемых институтом, гораздо шире, чем изложено в этой статье. Некоторые из исследований просто являются тайной, но от невозможности раскрытия они не становятся менее интересными и перспективными. 

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ: ГИРОСКОПЫ Сегодня жизнь опять диктует правила развития. Приоритетом института осталось создание морской навигационной техники. Приспосабливаясь к рынку, ученые стараются узкоспециальные моменты перевести в популярные. К сожалению, если до 90-х годов наша страна была более чем конкурентоспособной в любой гироскопии (ракетной, авиационной, морской), то большой перерыв в развитии привел к отставанию, которое теперь приходится наверстывать. Усилия сосредоточились на построении бесплатформенной инерциальной системы. На базе ЦНИИ «Электроприбор» открылась лаборатория по созданию прецизионных волоконно-оптических гироскопов (ВОГ). Более 350 систем на ВОГ институт поставил флоту, ракетным войскам стратегического назначения, войскам воздушно-космической обороны. Работает «Электроприбор» и с зарубежными заказчиками. 

Следующий шаг — гироскоп на ядерном магнитном резонансе для инерциальной навигации. Специалисты говорят, что за этими приборами — будущее. По ряду характеристик он превосходит все существующие приборы. Эта работа проводится при поддержке Фонда перспективных исследований. 

ВЕТЕР В «ПАРУС» История развития перископов в институте уходит корнями в создание радиосекстана, которым в свое время занимались ученые «Электроприбора», единственного в мире их разработчика и производителя. Было выпущено три поколения радиосекстанов, которыми были оснащены все стратегические подводные лодки нашей страны. Накопленный опыт позволил разработать унифицированный перископный комплекс «Парус-98» нового поколения, который прошел испытания на подводной лодке проекта 677 (серия «Лада») «Санкт-Петербург», и с тех пор поставляется на подводные лодки ВМФ России и ВМС трех зарубежных стран.

На подводной лодке «Санкт-Петербург» впервые в мире была применена гидроакустическая квазиконформная антенна. Особенность заключается в том, что она окружает носовую часть. Дело не только в том, что поверхность антенны больше и разрешающая способность (а значит и чувствительность) такой системы выше. Архитектура носовой части корабля получается близкой к оптимальной, в противном же случае приходится перемещать торпедные аппараты. Саму антенну спроектировала и изготовила специализированная организация АО «Концерн «Океанприбор». А замысел, диа граммообразование, обработка информации, всё остальное — это работа «Электроприбора».

Есть предположение, что этим шагом мы опередили американцев лет на десять. Они-то заменили большую сферическую антенну на квазиконформную только на четвертой группе подводных лодок «Вирджиния».
  

 
«Аналогов в стране я не нахожу» Юрий Михайлов, председатель научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации: — Компания «Электроприбор» — организация настолько мощная, настолько продвинутая по современным меркам, что аналогов в нашей стране я найти даже не могу. Здесь сочетаются, на мой взгляд, очень важные для такого рода предприятий качества. Это, с одной стороны, глубокий, фактически фундаментальный научно-технический задел, с другой — создание реально работающих и поставляемых на вооружение систем техники. Если мы говорим о навигации, то здесь — самые передовые подходы к решению такого рода задач. Возможность задействовать спиновые эффекты или ядерные для того, чтобы создать микроминиатюрные, современного уровня навигационные системы, это очень важно. Я вам честно скажу, о чем четыре года назад мы с Владимиром Григорьевичем говорили в пожелательном варианте, сейчас реализуется. Возможности, партнерство с предприятиями, взаимодействие с экономическим сообществом и с передовыми вузами страны — это то, что позволяет предприятию быть всегда на передовом уровне. Это всегда самые последние разработки. Я уверен, что через несколько лет у нас будут такого рода системы, и могу сказать, что в мире этим владеют и имеют взгляды и подходы к этому только Соединенные Штаты. И здесь мы им абсолютно не проигрываем. То же самое можно говорить по приложению решенных проблем фотоники. Создание малогабаритной, но очень эффективно действующей установки производства оптоволокна с помощью ИТМО показало, что потенциал огромный и у вузов, и у предприятия. И это вывело организацию на передовые позиции. Очень важно, что здесь активно развивается гражданская составляющая. Предприятие готово к ожидаемому сокращению оборонного заказа после 20-го года, к выходу в рыночный мир, готово развиваться дальше, не теряя темпов и, главное, не теряя социального уровня сотрудников предприятия. А те тенденции, тренды, которые выхватывает из мировой копилки знаний предприятие, — это во многом благодаря интеллекту и широчайшим взглядам, которые имеет руководитель Владимир Григорьевич Пешехонов. 
ВПЕРЕДИ — БОЛЬШОЙ РЫНОК Больше привыкшие к оборонным заказам российские ученые сегодня стремятся выйти на рынки гражданского оборудования. Это трудно, но реально, — и тому есть примеры. Гравиметр, разработанный для гидрографических судов Военно-Морского Флота, превращается в гражданский геологический гравиметр. Сначала им начали пользоваться иностранцы, первый прибор поставили на норвежское геологическое судно. Когда число зарубежных фирм, использующих прибор, стало уже значительным, подключились и наши геологи. Сегодня эти гравиметры поставляются в восемь стран. В морской геологии, как говорят специалисты, «Электроприбор» занимает 35 процентов мирового рынка гравиметров. 

Сейчас институт делает следующий шаг — входит на рынок аппаратуры наклонного бурения. Сегодня этот рынок полностью занят западными фирмами, которые, в частности, выполняют буровые работы и на российских месторождениях. 

«Электроприбором» создан кабельный универсальный гироскопический инклинометр диаметром 42 мм, построенный по оригинальной схеме, обеспечивающей работу и в высоких широтах, что особенно важно для освоения арктического шельфа. Затем была разработана роторная управляемая компоновка (РУК), предназначенная для наклонного (горизонтального) бурения. Опытный образец РУК в первой декаде сентября успешно прошел испытания на Ямале на скважине компании «Газпром нефть».