Год назад мы разместили на нашем сайте серию интервью под общим заголовком «Российская Арктика в 2016 году» с постоянным автором нашего журнала, членом Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Михаилом Жуковым.

Продолжая тему, мы обсуждаем с ним итоги деятельности нашей страны в Арктике в 2017 году.

Михаил Андреевич, какие наиболее важные события вы выделите в деятельности в Арктике в 2017 году?
Все проекты, которые мы обсуждали в 2016 году, успешно развивались. Так, в конце ноября текущего года ожидается запуск в эксплуатацию первой очереди крупнейшего арктического завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» в Сабетте. В прессе о Сабетте очень много писали, и нет необходимости приводить подробности. Стоит только обратить внимание на пробный рейс первого в мире ледокольного танкера-СПГ «Кристоф де Маржери», перевезшего летом этого года груз СПГ от терминала Statoil Hammerfest (Норвегия) в Южную Корею через Северный морской путь. Судно построено в 2016 году по заказу «Совкомфлота» для круглогодичной транспортировки СПГ из порта Сабетта в сложных ледовых условиях и является первым из серии 15 судов, строящихся для этих целей.

А что-нибудь новое, успешно начатое именно в этом году?
В этом году нужно отметить успех ПАО «НК Роснефть» в Хатангском заливе моря Лаптевых на востоке Таймырского полуострова. В октябре «Роснефть» подтвердила в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых открытие месторождения Центрально-Ольгинское. Запасы нефти на месторождении составляют 81 млн т по категории C2+C1. Из них 80 млн тонн относится к категории C2 (предварительная оценка на основе сейсморазведки) и 1 млн тонн — к C1 (оценка на основе притоков нефти). Буровые работы не завершены, и объем ресурсного потенциала может увеличиваться по мере их продолжения. На востоке Таймырского полуострова разведку ведут одновременно «Роснефть» и ПАО «НК Лукойл» и есть надежда, что их совместная деятельность приведет к открытию новой нефтегазовой провинции.
Много событий было в сфере строительства судов арктического плавания. В апреле АО «Адмиралтейские верфи» заложило головной многофункциональный патрульный корабль ледокольного типа проекта 23550 «Иван Папанин» для Военно-морского флота России. Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса этого проекта. «Иван Папанин» должен быть передан флоту в 2019 году, а второй корабль — до конца 2020 года.
Продолжается строительство самых мощных в мире атомных ледоколов проекта 22220 типа ЛК-60Я. Головной корабль серии «Арктика» был спущен на воду в Санкт-Петербурге в прошлом году и должен быть достроен в 2019 году. В сентябре этого года спущен на воду корпус первого серийного ледокола этого проекта «Сибирь» (срок сдачи 2020 год). Осуществляется строительство второго серийного ледокола «Урал» (срок сдачи – 2021 год).
В октябре в Мурманске прошла церемония поднятия российского флага на купленном АО «Росгеология» научно-исследовательском судне 3D-сейсморазведки «Western Neptune», получившем новое наименование «Академик Примаков». Судно было построено в 1999 году в Норвегии.
Много событий было и в сфере научно-картографической деятельности в Арктике. МЧС создает Центры приема и обработки космической информации на Колыме и на Чукотке. В Архангельской области внедряется геоинформационная система «Земля» и создается пилотный центр по внедрению космических технологий для развития хозяйственной деятельности в Арктике, представили рабочую версию электронного атласа региона. В Санкт-Петербурге переиздали рукописный атлас Архангельской губернии 18 века. Мурманский рыбыловный портал разместил карту приливов и отливов Баренцева и Белого морей. «Роснефть» выпустила уникальный экологический атлас «Карское море». В Тюмени создается экологический атлас Ямала, Федеральная служба «Росреестр» принимает участие в проекте «Инфраструктура пространственных данных Арктического региона».
Отдельно нужно остановиться на представлении в Русском географическом обществе Национального атласа Арктики, разработанного АО «Роскартография». Представление атласа состоялось 29 июня, а за два дня до этого, 27 июня 2017 года указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 287 в состав Арктической зоны Российской Федерации были внесены изменения — включены Беломорский, Лоухский и Кемский муниципальные районы Республики Карелия. О том, что будет так, что атлас придется переиздавать, ваш покорный слуга и говорил, и писал. Но профильные сотрудники Минэкономразвития России были и остаются твердо настроены ничего не менять.

Но ведь в ноябре 2015 года было принято решение о расширении состава Арктической зоны Российской Федерации?
Было, и журнал писал об этом. На совместном заседании президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики 20 ноября 2015 года В.И. Матвиенко со всей решимостью поставила вопрос об изменении Указа Президента России от 02.05.2014 № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Ее позиция была основана на понимании негативного политического эффекта, вызванного неудачным текстом указа. Матвиенко заявила о необходимости пересмотра критериев выделения АЗРФ с участием Совета Федерации. Ее обращенные к представителям Минэкономразвития России слова можно понимать в том смысле, что некие предварительные возражения со стороны Минэкономразвития России были, и ведомство вероятно апеллировало к не вполне удачным критериям, которые Минрегион России декларировал, но реально не использовал должным образом. По результатам совместного заседания было принято политическое решение пересмотреть состав АЗРФ в отношении республик Карелия и Якутия. Тем на менее, Минэкономразвития России осталось при своем мнении и продемонстрировало, что спикер верхней палаты Парламента России и Вице-Премьер Правительства России ведомству не указ. Так, 31 января 2017 года А.В. Цибульский, бывший в тот период заместителем Министра экономического развития России, в интервью ТАСС заявил: «Вопрос расширения состава Арктической зоны в настоящее время не рассматривается». Тем не менее, решение о расширении состава Арктической зоны России было реализовано, хотя и не в полном объеме.

Минэкономразвития России изменило свою позицию?
Трудно сказать. Деятельность Минэкономразвития периодически ставит сторонних наблюдателей в тупик. Так, 31 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1064 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366» была утверждена новая редакция Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Это произошло спустя два месяца после опубликования указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 287. Тем не менее, новая редакция госпрограммы в своей основе фактически игнорирует факт расширения Арктической зоны Российской Федерации.

Каким образом?
В тексте госпрограммы в разделе «Концептуальные основы государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны» в описание состава Арктической зоны Российской Федерации три муниципальных района Республики Карелия включены. Но в разделе «Основные принципы и механизмы реализации Программы» в перечне опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации карельская опорная зона отсутствует. В то же время в тексте раздела подчеркивается, что опорные зоны призваны стать ключевыми механизмами реализации госпрограммы. Таким образом, Республика Карелия фактически оказалась за рамками госпрограммы.

Что из этого следует?
Утвержденная редакция госпрограммы некондиционна не только содержательно, но и с формальной точки зрения. Необходимо разрабатывать новую редакцию госпрограммы и основную деятельность по ее разработке в части проектирования опорных зон развития целесообразно возложить на арктические регионы.

Почему на регионы?
Минэкономразвития России после ликвидации СОПС, практически не имеет собственной научной базы в сфере арктиковедения и располагает очень ограниченным штатом специализированных на арктической проблематике сотрудников, являющихся обычными чиновниками, а не специалистами-арктиковедами. В то же время, практически во всех арктических регионах сохранились сильные научные центры и в целом уровень компетентности региональных специалистов существенно выше, нежели сотрудников Минэкономразвития России.

Как это может быть организовано?
Разработанные регионами предложения по структуре и содержанию проектов своих опорных зон должны быть состыкованы с соседями в вопросах развития сопряженной инфраструктуры и совместных проектов развития, согласованы с профильными федеральными ведомствами и Минфином России, после чего обновленный проект госпрограммы может быть внесен на утверждение в Правительство России.

Арктические регионы постоянно ставят вопрос о создании специализированного «министерства Арктики» из-за недовольства деятельностью Минэкономразвития России?
А ранее — Минрегиона. Они надеются, что в специализированное министерство соберут компетентных специалистов, хорошо знающих объект управления и эффективно действующих в интересах арктических регионов. В рамках существующей практики государственного управления эти ожидания с большой вероятностью не оправдаются, и во вновь созданном ведомстве будут работать достаточно случайные люди.

Как вы оцениваете шансы создания «министерства Арктики»?
С одной стороны такое министерство по предметам ведения будет пересекаться с другими отраслевыми ведомствами. С другой стороны такое министерство уже есть — Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, в зону ответственности которого входит Дальневосточный федеральный округ, включающий в себя 9 субъектов Российской Федерации. Ведомство отвечает за федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Соответственно, к зоне ответственности Миндальвостокразвития России относятся еще 3 субъекта Российской Федерации, входящие в Сибирский федеральный округ. Более того, в сфере ведения Миндальвостокразвития России уже находится 53% Арктической зоны Российской Федерации по ее протяженности с запада на восток. Подробнее этот вопрос рассмотрен нами в статье «Бесхозная Арктика» на сайте «Арктика сегодня». В силу этого более вероятно расширение сферы ответственности Миндальвостокразвития на всю Арктическую зону России с соответствующим переименованием ведомства. Сказать, что в ведомстве трудятся крупные специалисты и авторитетные эксперты-арктиковеды — не могу. Какие и были, уже отправлены на пенсию. Ситуация мне в целом известна, так как в период работы над проектом Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» активно привлекался в качестве эксперта и познакомился со всеми вовлеченными в данный процесс сотрудниками. Но ведомство как может — работает и справляется со своими задачами в целом успешнее, чем Минэкономразвития в сфере арктической проблематики. Впрочем, в перспективе все будет зависеть от кадровой политики и стиля работы с экспертами.

Подводя общий итог, как Вы в целом оцениваете результаты 2017 года?
Хозяйствующие субъекты, научные организации, отраслевые министерства, Министерство обороны и МЧС России в общем со своими задачами справлялись. Судостроители столкнулись с трудностями в части импортозамещения судовых агрегатов, ранее поставлявшихся с Украины. Но это — временные трудности. Определенное влияние оказывали бюджетые ограничения. Первый арктический консорциум, созданный в 2016 году, столкнулся с естественными проблемами внутреннего развития. Но все это потенциально преодолимо. В аутсайдерах опять оказалось Минэкономразвития России, единственным значимым продуктом которого стала новая редакция госпрограммы, которую, как мы уже говорили, нужно отправлять на переработку. И не только из-за Республики Карелия. Ее текст мало информативен, наполнен декларативными положениями и констатацией уже имеющего место. Перечни укрупненных мероприятий и описания опорных зон развития выглядят как декларации, не наполненные реальным содержанием. Как это сделать эффективнее мы уже обсудили.

Какое следующее значимое событие Вы ожидаете в ближайшее время?
Минэкономразвития должно представить новый вариант проекта федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации, который уже фактически превратился в законопроект об опорных зонах развития. Все ждут его появления, и на нем будет сосредоточено основное внимание.