Исследование рода Путиных является объективным по периоду проведения: родословная составлена в 1990-х годах, до вступления В.В.Путина в должность Президента России. Глубина поиска составила около 400 лет, до 1630 года, в системе отсчета по поколениям это составляет более 12 поколений.

ЖИЗНЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА готовится задолго до его рождения, медики утверждают, что за шесть поколений. В генеалогии за период одного поколения принимается средний возраст родителей при рождении первого ребенка. Это соответствует примерно двадцати пяти годам. Получается, что каждый из предков на протяжении 150 лет вносит конкретный вклад темпераментом, способностями, внешностью, здоровьем в вашего ребенка. К моменту зачатия многое уже предопределено. Прогноз — не пророчество, но, как говорят, так на роду написано. В любом человеке живет память поколений. Отсчет родовой близости до седьмого колена и ему соответствующее русское народное словосочетание «седьмая вода на киселе» являются следствием явной передачи наследственных признаков. Наши предки заметили это столетия назад.

Одним из открытий исследования стало понимание того, что при происхождении рода в целом из крестьян, в поколениях конца XIX — начала ХХ века род Путиных уже не являлся чисто крестьянским. Люди рода стали частью того слоя крестьян, который принято называть отходниками.

Великая крестьянская реформа императора Александра II создала условия для развития предпринимательской инициативы среди всего крестьянского сословия. Непомерная алчность землевладельцев материализовалась в настолько завышенных выкупных платежах за землю, что с урожая не представлялось возможным внести их в полной сумме. Крестьяне в массовом числе пошли в города на дополнительные заработки. Так появились отходники. Среди них дед президента, повар ресторана «Астория»; мой дед, мастер дамского портного ремесла ателье на Гороховой улице, дом 58; их брат столяр-краснодеревщик, другие родственники, друзья и соседи. Большинство работали в Санкт-Петербурге, часть — в Москве и некоторые — в Твери. Они зарабатывали большую часть дохода не с урожая в поле, а с выручки по городским специальностям. Все трое построили новые большие дома для своих семей. Таких волевых, грамотных, крепких мужиков было в деревнях большинство. В деревне происхождения рода Путиных больше половины мужчин работали в городах. По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона за 1901 год, выходцы из Тверской губернии составляли 11% от тогдашних полутора миллионов жителей Санкт-Петербурга. Они временно возвращались в свои деревни на выполнение сезонных тяжелых мужских работ, посевных и уборочных. В основное время текущую хозяйственную деятельность в деревнях вели их жены и дети.

Крестьяне-отходники по социальному статусу были еще крестьянами, а по экономической сущности — уже предпринимателями. Основными двигателями развития предпринимательства тех лет являлись мужчины, которые приехали из деревень и стали ремесленниками, освоили востребованные специальности, открыли мастерские, пошли на службу. Они обеспечивали трудолюбием, знаниями, опытом развитие и благополучие своих семей, в которых было по нескольку детей, сохранение и передачу традиций народа. Родители воспитывали детей: никого не бойся, кроме Бога, иди до конца, если уверен в своей правоте.

Наиболее наглядно жизнь новых крестьян можно видеть на старых классических фотографиях. Краткое хозяйственное описание явления отходничества сделано для того, чтобы прочно увязать зависимость уровня жизни этих крестьян и их образа жизни с их культурным развитием, в частности, с культурой семейной фотографии. Многие из представленных фотографий выставлялись в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в Доме русского зарубежья, в музее Андрея Рублева, в художественных галереях городов Подмосковья и Тверской области.

По времени начало работы дедов в Санкт-Петербурге совпадает с широким распространением фотографии. По несколько фотостудий на многих улицах готовы были выполнить фотографию заказчика. Крестьяне из числа работающих в городах, несмотря на недешевые тарифы, могли позволить себе такую необычную по тем временам забаву, как фото на память. В те годы почти вся фотография являлась постановочной, то есть снималась в студиях. Профессиональные правила устанавливали форматы фотографий: кабинет-портрет, визит-портрет, миньон, которые наклеивались на именные декоративные картонные бланки с реквизитами фотомастера в виньетках. Каждое фото — это маленький шедевр искусства фотографа. Подбор аксессуаров, фон, освещенность, поза, выражение лица, взгляд — всё продумано до мелочей. Технологическая точность обработки отпечатков настолько совершенна, что они сохранились до наших дней в первозданном виде. Когда попадают в руки фотографии старых мастеров, испытываешь волнение от прикосновения к далекому по времени и близкому по духу и содержанию. Открытые взгляды из прошлого выражают достоинство и благородство. Родные лица наших предков смотрят доверительно и с надеждой. Эти фотографии не оставляют никого равнодушными.

Идея ценности своих родов постепенно возвращается в сознание людей. В последнее время известные люди во время интервью часто снимаются на фоне фотографий своих родителей, дедов, прадедов, подчеркивая связь с ними, преемственность рода, его характерных черт. Об этом редко говорится вслух, это деликатно имеется в виду. Величие государств строится всегда в любой стране на фундаменте ответственных родов.