18 июля 2015 года, в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и молебен на Соборной площади перед чтимой иконой Преподобного. По окончании богослужений Святейший Владыка обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

 

 

«Преподобный Сергий через стяжание Духа Святого, через личное совершенствование изменил окружавший его мир и стал выдающимся историческим деятелем. Не потому, что он обладал властью, не потому, что он был выдающимся военачальником, — а ведь чаще всего именно власть и успех запечатлевают личность в истории. Преподобный был простым монахом и не занимался ничем, что было связано с употреблением силы, но он душу свою спасал в этих местах, где мы с вами собрались сегодня в таком множестве; он стяжал дары духовные. И совершенно не случайно мы сегодня слышали замечательный отрывок из Послания к Галатам (5:22-6:2), который всегда читается в день памяти преподобных отцов. Там говорится о том, что дар Духа есть любовь, радость, милосердие, кротость, благость, долготерпение, воздержание, и уточняется, что на таковых нет закона. А что такое закон? А закон — это некие требования к человеческой личности, нарушая которые человек подвергается осуждению. Если же нет закона, то нет и осуждения. Именно про таковых сказано, что они перейдут от смерти в жизнь, минуя суд, — не будет суда над теми, кто стяжал эти дары Духа Святого. Поэтому в перспективе вечности нет большей задачи, стоящей перед человеком, нет иной цели жизни, кроме как стяжать эти дары. Если же кто-то скажет: «Но что это перед лицом великих свершений, которые сегодня происходят в мире науки и техники, в области транспорта, информационных технологий?» — то наш ответ должен быть таким: «Эти дары Духа — высочайшая ценность и цель жизни всякого человека и человеческого общества». Мы знаем, как замечательные идеи, как концентрация политической воли, как усилия целых народов построить более совершенный мир в конце концов наталкивались на непреодолимые препятствия. Вот и сегодня: как успешно развиваются во многих так называемых передовых странах и наука, и технологии, и общественные отношения, — но все мы видим, что страны эти приближаются к духовному и нравственному тупику. Никто не знает, что произойдет с этой цивилизацией, построенной на человеческой мощи. Значит, те ценности, которые для множества людей представляются наиболее важными, в действительности не таковы. И снова мысль обращается к жизни преподобного Сергия. Он через стяжание даров Духа Святого изменил окружающий его мир. Именно поэтому мы почитаем его как величайшего святого земли нашей и Церкви Вселенской. Мало кому было дано через личный духовный подвиг изменить лицо мира, лицо окружающей действительности. И если нас, особенно молодых людей, увлекают туда, где нет даров Духа, то нужно помнить, что те, кто преследуют временные ценности, ничего не добьются ни для себя, ни для рода человеческого. Но, с другой стороны, мы ведь все живем в этом мире. Мы должны работать, в силу заложенного Богом дара творчества мы должны творить. Но творим мы в категориях земного бытия, и результатом этого творчества являются и художественные произведения, и достижения науки и техники. Как со всем этим быть? Так же точно, как поступал с решением текущих жизненных проблем преподобный Сергий Радонежский, — в первую очередь стяжать дары Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Давайте только вдумаемся в каждое из этих слов! За ними стоит целый мир. И если человек эти ценности стяжает, то он становится победителем над самим собой, а значит, он способен решить любые задачи, но не в отрыве от этого Божественного измерения жизни, а в соответствии с ним. Только такая работа, направленная на преображение истории, на преображение человеческой реальности, может быть успешна. И да услышат эти слова все реформаторы, все те, кто хочет изменить лишь внешнюю сторону человеческой жизни, кто вновь и вновь надеется сам и обещает другим, что всё будет хорошо. По-настоящему хорошо будет тогда, когда хорошо в сердце человека, когда обретается благодать Божия — те самые плоды Духа, которые я только что перечислил, цитируя Слово Божие, те дары, которые стяжал преподобный Сергий. Потому преподобный является великим нашим учителем — не только словом, но и всей своей жизнью. И идти Сергиевым путем значит подлинно преображать окружающий нас мир, ибо в ответ на наше устремление к личному совершенствованию мы получаем дар Святого Духа, который становится реальной силой, способной изменить нас и вместе с нами — весь мир. Сегодня наша страна находится на очень важном этапе своего исторического бытия. Есть и такие учителя, которые говорят: «Нам нужно решить материальные проблемы, и тогда точно всё будет хорошо». Но мы знаем, что не будет хорошо, если не решим главной проблемы — если не изменим человека, если не изменим его внутреннее состояние, если в его душе не отобразятся дары Святого Духа. Поэтому сегодня наша особая молитва об Отечестве нашем, о всех странах и народах, которые входят в благодатный мир русского Православия. Сегодня наша молитва о всем мире, о том, чтобы Господь продлил историю через обращение людей к величайшей ценности — к стяжанию даров Духа Святого в своих сердцах. И да поможет нам молитвами своими преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. Аминь».

В день памяти преподобного Сергия Радонежского архиепископ Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, встретился с Алексеем Андреевым, руководителем крупнейшей российской дорожно-строительной компании «Автобан», которая строит сейчас дорогу к Лавре — от Москвы к Сергиеву Посаду. Журнал «Редкие земли» расспросил Алексея Андреева об этой встрече и о том, почему для него важна духовная жизнь и попечительская деятельность.

Здесь, вокруг Лавры, до революции был один булыжник. Потом был асфальт, сейчас везде гранит. И здорово, что вы это сделали!.. Вы ведь дороги по всей России строите? 

От Томска до Краснодара. В Центральном регионе сейчас работаем на дороге Москва — Нижний Новгород. И, конечно, строим дорогу к лавре — от Москвы до Сергиева Посада.

С каких слов владыка Феогност начал вашу встречу? 

С разговора о месте. Месте человека в мире, возможности менять то, что его окружает, и необходимости таких перемен. О лавре как месте на карте и духовном месте. О том, что лавра — это живой организм, реально управляемый преподобным Сергием Радонежским, 
и он здесь ощущает себя частью этого организма. И очень важно понимать все процессы, которые здесь идут, а от нас требуется только одно — не мешать. 

Вы ведь то же самое можете сказать о своей работе? 
Когда идут большие процессы, большие проекты, там действительно нужно «не мешать». Да, должна быть цель, необходимо разделить определенные направления, функции, расставить людей, организовать между ними взаимодействие. И действительно — не мешать работать! Когда ты уже принял решение, ты можешь всю свою энергию, данную свыше, направлять на то, чтобы так или иначе подправлять это решение.

Расскажите, как вы пришли к вере? 

Родился я и вырос в Москве. Потом уехал работать в Сибирь. Проработал там 25 лет, потом вернулся сюда: я организовывал бизнес по всей стране, и отсюда удобнее всего было. Крестился достаточно поздно. Родители меня не крестили, не знаю, по каким причинам. Отец за пару лет до смерти в одном из писем (я тогда уже работал в Западной Сибири) просил: «Сын, обязательно покрестись!» У него была еще такая фраза в том письме: «Я каждодневно молюсь. И молюсь за матушку твою». Мне было 18 лет, когда она умерла. Когда отца не стало, это было в 96-м году, он перед смертью в больнице читал книгу «Бен-Гур». Мне сестра говорит: «Возьми, почитай». Я сначала скептически к этому отнесся, потом почитал. Написано интересно, сюжет очень увлекательный… Как-то лечу из Западной Сибири в Москву, в командировку, и забываю эту книжку на сиденье. Ринулся потом — дорогая книга для меня — чтобы вернуть. В самолет обратно не пускают. Поспрашивал в «забытых вещах» — нет. Это произошло в Москве. А есть такой маленький городок — Мегион, я там длительное время проработал генеральным директором управления. В этом Мегионе есть торговый центр. Продукты продаются, маленький отдел хозтоваров и еще меньше, буквально со стол, — книги. Я подхожу и смотрю, стоит без суперобложки мой «Бен-Гур»! Я эту книгу сразу узнал, по определенным приметам. Как она из Москвы попала в Мегион? Я тут же ее купил и дочитал. Мне там понравился ряд вещей. Первое, что Бен-Гур готовил себя как воина, воспитывал себя таким образом. И когда он узнал, что должен был прийти царь иудейский, решил встать на сторону Прокуратора. И когда Христос проходил, Бен-Гур отверг его. Потом он встречается с одним из волхвов, который был в пустыне, когда пришла благая весть о рождении Иисуса Христа. И вот Бен-Гур спрашивает волхва: «В чем же царствие? Ведь он должен был взойти на престол, разобраться во всем, чтобы мы жили в свободном государстве?» И волхв ему отвечает: «Царствие божие в душах наших». В том же 98-м году я пошел и покрестился здесь, в Москве. Таким образом, осознал, что в душах наших — Царствие Божие… Когда я рассказал владыке Феогносту историю об этой книге, он ответил, что есть семь таинств церкви. Но есть еще и «таинство встречи». И когда ты не торопишься и не бежишь по жизни, то в нужное время в нужном месте встретишь нужного человека. Всё приходит в свое время, но только к тому, кто умеет ждать. И если ты готов это принять, ты принимаешь. То, что я рассказал, об этом как раз и говорит. Если твоя книга, она всё равно к тебе придет. Если что-то не твое, — не жалей, не надо. У каждого человека свой путь. Судьба – это суд Бога. Но очень мало людей на свете, которые идут своим путем. В какой-то момент меня осенило, что царствие Божие — в душах наших, две тысячи лет от Рождества Христова оно в душах людей. Тогда я и пошел покрестился…
Кстати, когда встречаешь близкого по духу человека, он может жить в Австралии, во Франции, в России, с ним всегда будет интересно. Впервые встречаешься и чувствуешь: есть идентичность пути. А бывает, живешь с человеком бок о бок долгие годы, но вы с ним — чужие люди.

Вот вы сказали «у каждого человека свой путь». 
А как его найти, этот свой путь? Всю жизнь можно искать. Владыка Феогност рассказал такую притчу. Как-то послушник пришел к старцу и говорит: «Отче, я упал». «Вставай», — отвечает старец. «Но я снова упал». — «Вставай». «И так всю жизнь?» — «Так всю жизнь». То есть, как только ты решил, что уже твердо стоишь, знай, что ты снова можешь упасть в любой момент. Кстати, приблизительно так же и в бизнесе. Намечаешь для себя, что сделаешь это, это, и станет проще, легче, будет больше свободного времени. Проходят полгода, год. Ну, немного не успел, но надо еще. Проходят еще 2 года, 
3 года и т.д. В итоге я пришел к такому заключению. Ты же занимаешься бизнесом. И это как на войне. Здесь не может быть спокойных дней… Если говорить еще про бизнес, то если меня спросить, чем я занимаюсь, я отвечу: строим дороги по всей стране. Но всё это не ради денег, поверьте. Есть живой интерес к своей работе, есть большое количество людей, которые со мной работают, и их нельзя оставить. Когда за тобой люди, семьи, — это вызов, и ты на этот вызов отвечаешь. Нас держат те, кто зависит от нас. А еще — в жизни всё возвращается. Есть замечательные слова у Соломона. Я сначала их не сразу понял. Потом мне помогла их понять одна кавказская пословица. А слова у Соломона такие: «Пеки хлеб и пускай его по водам». Кавказская пословица «расшифровывает» эти слова таким образом: «Делай добро и бросай его в воду». То есть вот вода, солнце пригрело — вода испарилась. Образовавшиеся облака упадут снова в эту же воду. Здесь можно вспомнить и русскую пословицу. Сделал добро Дарье — не жди добра от Дарьи, оно придет от Марьи. Сделал добро Сидору – не жди добра от Сидора, оно придет от Петра. Еще раз повторю — в жизни все возвращается. В том числе и зло. А самое страшное, когда оно возвращается к детям, к внукам. Есть примеры, когда через 4–5-е поколение беды такие свершаются. На Кавказе род — 17–18 поколений. У нас — 4–5 максимум. И мы не знаем механизм этого явления, не знаем, почему через 4 поколения возвращается зло. Если ты совершил что-то плохое, с твоими правнуками может свершиться что-то не очень хорошее. Ведь кто-то должен отработать твои плохие дела. Возможно, тот негатив, который вас беспокоит сегодня, передался вам от вашего деда или прадеда. И до тех пор, пока вы не изживете этот негатив в себе, им «там» неспокойно будет. И ты должен это побороть, и когда ты сделаешь это, тебе спокойно. И когда начинаешь быть внимательным к себе, видишь свои неправды, когда постепенно, не спеша начинаешь их менять, то понимаешь, как «с той стороны» тебя благодарят.



В конечном итоге – каждый сам строит свою дорогу к Храму... 
Просто все по разным законам живут. Скажем, плоть, кровь, гены, обмен веществ — одна система. Душа и совесть – другая. За здоровьем мы ходим к доктору, а за душевным спокойствием мы ходим в храм. Разными путями, по разным законам. И еще владыка Феогност говорил о том, что прошлое, настоящее и будущее неделимо. И мы сами выбираем, каждое мгновение выбираем, что нам делать. И что в нас победит: добро или зло, мужество или страх, любовь или жалость к себе. И винить здесь некого. Например, ты хотел пожить немного для себя. Ты забыл, что есть те, кто зависит от тебя. Ты перестал любить, ты перестал быть мужественным человеком. И случилась беда. Потому что всё материально — и душевное, и физическое — одно в другое перетекает, перекликается. И одно рождает другое. Всё взаимосвязано. И нельзя разделить. И мир совсем не такой, каким мы его представляем и нам его представляют. А гораздо богаче, шире, глубже, выше.

«АВТОБАН» 
В середине 1960-х годов началось промышленное освоение Западной Сибири. В 1965 году было открыто самое крупное в СССР Самотлорское нефтяное месторождение, позднее – Усть-Балыкское, Правдинское, Белозерское и многие другие. Рождались новые города – Новый Уренгой, Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Надым. Еще до того, как нефтяники и газовики добыли первые тонны и кубометры, началось строительство дорог. Именно с освоением этих месторождений и рождением новых городов связано создание дорожно-строительных управлений, входящих в настоящее время в состав ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» западносибирской части ОАО «ДСК «АВТОБАН». Затем жизнь поставила перед компанией новые задачи. В 1999 году для реконструкции автомагистралей федерального значения М-4 «Дон» и М-2 «Крым» были образованы Воронежский и Тульский филиалы. А в том же году в Москве для координации деятельности строительных управлений в Центральной части России и в ХМАО-Югре создается ОАО «Дорожно-строительная компания «АВТОБАН». Сегодня ОАО «ДСК «АВТОБАН» объединяет 17 профильных предприятий и управляемых обществ: дорожно-строительные, автотранспортные, мостостроительное, проектные организации, подразделение, ведущее промышленно-гражданское строительство, собственный лечебный центр. Кроме того, в структуру холдинга входят банк и лизинговая компания. В настоящее время в подразделениях «АВТОБАНА» сосредоточено около 1600 единиц дорожно-строительной техники. Общая численность сотрудников составляет порядка 3500 человек, а средний возраст работников – 44,7 года. 


Фото: «Редкие земли»

Кроме производственной деятельности, «АВТОБАН» хорошо известен своими благотворительными программами. Например, под крылом компании находится школа в селе Софьино Нарофоминского района Московской области. Построена и полностью оснащена необходимым оборудованием школа в селе Сытомино Сургутского района, школа-интернат в деревне Русскинская Сургутского района. Компания спонсирует молодежные и детские культурно-образовательные мероприятия. Так, ученики воскресной школы вместе со своими преподавателями совершают паломнические поездки по святым местам России, а талантливым молодым пианисткам из Сургута была устроена творческая поездка на конкурс в Италию. Благодаря генеральному директору «Автобана» Алексею Владимировичу Андрееву не остаются без внимания «дела духовные». Так, в Нижегородской области были построены подъездной путь и площадка перед Вознесенской церковью, на территории которой находится родник со святой водой. На средства компании приобретены стройматериалы и купола для Свято-Никольского храма в Сургуте, выделяются средства на реставрацию храма в поселке Кашары Липецкой области. А сейчас «АВТОБАН» строит дорогу от Москвы к Сергиеву Посаду, к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.


Текст: «Редкие земли»