Углеродные волокна используют при производстве радиопоглощающих конструкционных материалов и покрытий, снижающих заметность объектов
в радиочастотном диапазоне, в котором работают современные радиолокаторы.

В советское время производственное объединение «Балаковское химволокно» было одним из крупнейших производителей вискозных волокон и углеволоконных материалов на основе ПАН-прекурсоров. Тогда предприятие выпускало огромное количество шинного корда, вискозного волокна, текстильных нитей и целлюлозной пленки. Все это делалось исключительно из натурального сырья. Однако завод не выдержал конкуренцию с китайцами, которые нашли способ делать подобную продукцию из хлопкового линта, более дешевого сырья. К тому же китайцы значительно экономят на том, что им не надо отапливать зимой помещения, чтобы поддерживать необходимый для производства климат, наконец, у них более дешевая рабсила. Поэтому пришлось одно за другим останавливать предприятия в Балаково. Большая заслуга генерального директора «Балаково Карбон Продакшн» Сергея Васильевича Маторина в том, что он сохранил «мозги» — центральную заводскую лабораторию, оборудование и людей, которые тогда работали на предприятии. Возрождение завода началось не так давно. Сейчас есть несколько направлений, по которым работает предприятие. Первое — углеродные волокна. Из-за границы приходит волокно, напоминающее собой вискозное, и перерабатывается на «Балаково Карбон Продакшн» в углеродные волокна. Кстати, по уникальной технологии, которая имеется еще только в Белоруссии. Кто проявляет к углеродным волокнам, достаточно специфичному по своим свойствам продукту, наибольший интерес? Например, военные. Углеродные волокна используют при производстве радиопоглощающих конструкционных материалов и покрытий, снижающих заметность объектов в радиочастотном диапазоне, в котором работают современные радиолокаторы. Второе направление — это втулки, шарнирные соединения, которые применяются в конструкции грузовых вагонов. Некогда их изготавливали из металлического порошка, потом сделали композиционные, но они не очень хорошо работают. Из чего сегодня делают втулки в Балаково? Это такое ноу-хау: полиамид, наполненный углеродным волокном и модифицированными углеродными нанотрубками. Ноу-хау в том, что модификация нанотрубками придает этому продукту совершенно другие свойства. Полиамид — это одно, наполненный углеродным волокном — другое, а нанотрубки — это совершенно третье. Но все вместе дает возможность продукту успешно работать в шарнирных соединениях и выдерживать серьезные нагрузки, которые там есть, при минимальном износе. В отличие от металлических втулок, втулки от «Балаково Карбон Продакшн» гарантируют 500 тыс. километров пробега даже при работе без смазок.

Практика показывает, что реальный ресурс металлических втулок в два раза меньше. В Балаково выпустили опытную партию втулок, 50 вагонокомплектов. Теперь на данную продукцию необходимо получить постоянную литеру «А», что даст возможность поставлять этот достаточно востребованный продукт на заводы, которые изготавливают грузовые вагоны. Надо сказать, что завод в Балаково по программе «Союз Россия — Белоруссия» участвует в отработке технологии производства углеродных волокон из гидроцеллюлозного волокна. Полученные углеродные волокна включаются в полиамидное сырье. Важно в данном случае замкнуть цикл: производить белое волокно, переводить его в углеродное волокно, и это углеродное волокно использовать в различных отраслях промышленности, в том числе в качестве композиций для этих целей. Еще ООО «Балаково Карбон Продакшн» как разработчик углеродного волокна участвует в европейском проекте по созданию технологий производства волокон с заданными свойствами из гидратцеллюлозных волокон и использовании этих волокон. Проект называется «Карбо-Прег», в нем задействовано 14 предприятий, и от России «Балаково Карбон Продакшн» — единственный участник. Суть в том, что углеродные волокна можно получить с различными физико-механическими свойствами и с различными электродинамическими свойствами. Применяемость материала просчитывается гораздо шире, чем только карбон. Например, смесовые ткани, в том числе для армии, в одежде из таких тканей не жарко и при 40 градусах. Из уникального балаковского материала делают радиоантенны для БТР и танков. Военные заказы сейчас серьезно увеличиваются в связи с принятием новых программ по перевооружению ВС РФ. Что еще делают и могут делать на производстве в Балаково? Например, там разработали целый спектр окрашенных волокон. Существует несколько способов окраски нитей. Самый прочный из них — окраска в массе. Прежде чем из раствора получить продукцию — волокно, окрашивают весь раствор. Прочность этой окраски несравнима ни с какими другими, нанесенными поверхностно. Все, что нанесено поверхностно, рано или поздно выгорает, выцветает. А то, что окрашено в растворе, в массе — это самый прочный способ окраски. Также на «Балаково Карбон Продакшн» выпускают волокно с добавкой хитин-фитозана. В природе большое количество этого вещества есть в раковых шейках и панцирях. Повязка из такого волокна с добавкой ускоряет заживление ран от ожогов в несколько раз. Кроме того, она не прилипает, ее не надо снимать и отдирать, как хлопчатобумажный бинт. Это нетканый материал, грубо говоря, мокрые салфетки, которые вынимаются из пакета. Для больших ожогов — настоящее спасение. Все материалы подвержены горению, но индекс горючести разный. На «Балаково Карбон Продакшн» в свое время проводили испытания, когда на большой химии работали: давали добавки в раствор и получали волокно с определенной степенью горючести. Это очень перспективное направление. Для того чтобы возродить все стратегические и так необходимые стране направления в Балаково, должна быть целевая государственная программа. В 2012 году губернатор Саратовской области докладывал Президенту, что есть вискозное производство, есть перспективные темы по композитам и т.д. И Президент дал поручение Правительству поддержать все это. Но уже два года ситуация практически не меняется. Хотя здесь, в Балаково, в полном объеме есть электроэнергетика, газ, вода, подъездные и очистные сооружения, дороги и люди. Это самая дешевая площадка из всех возможных. Для создания нового производства здесь нужно до миллиарда долларов, может быть, 400 млн долларов, чтобы купить совершенно новую линию, смонтировать и запустить ее. И то, что Россия покупает за рубежом, можно делать здесь, в Балаково. Кстати, специалисты из столичной организации «Формаш», которые анализируют возможность производства и реанимацию производства, используя все свои знания и опыт нашего государства, пришли к однозначному выводу: самое подходящее место для этого дела — город Балаково.