На прошедшей в Москве выставке «Атомекс-2015» были подведены итоги конкурса «Инновационный лидер атомной отрасли». Из множества работ, представленных на конкурс, призы получили 20 коллективов разработчиков, в их числе представители Ядерного центра в Сарове (ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ). После процедуры награждения, нам удалось побеседовать с руководителем группы саровских изобретателей – Александром Бондаревым.

РЗ: В чем суть предложенной вам инновации, за которую вы получили приз?

Александр Бондарев:  Это уникальная разработка, не имеющая аналогов в мире. Это новый транспортно-упаковочный контейнер, для перевозки отработанного ядерного топлива авиатранспортом. Дело в том, что типичная транспортировка ОЯТ осуществляется по железной дороге, и перед нами была поставлена задача разработать авиационный контейнер. Главное требование – он должен выдерживать аварию самолета и не терять герметичности при падении с высоты до 450 метров, именно эта цифра была указана в техническом задании.

РЗ:  Но ведь самолеты летают выше?

Александр Бондарев: Да, но при падении корпус самолета демпфирует, смягчает удар…

РЗ:  А где вообще может использоваться воздушная транспортировка ОЯТ? 

Александр Бондарев: Ну, например у нас есть Билибинская АЭС на Чукотке… Там уже скопилось большое количество топлива, а никакого сообщения, кроме авиации, с теми краями нет.

 РЗ: А морское?

Александр Бондарев: Тоже не всегда доступно. Реки замерзают, навигация короткая… А самолеты летают всегда.

РЗ:  То есть, в вашем случае сработала классическая схема – заказчиком инновации был ее потребитель?

Александр Бондарев:  Ну да. Росэнергоатом обратился к нам с предложением разработать контейнер по их условиям. Насколько мне известно, они пытались создать такой контейнер в других НИИ, но никто не смог обеспечить полное соответствие техническим требованиям. У нас – получилось. Не в последнюю очередь потому, что мы с подобными заказами уже сталкивались и в РФЯЦ уже создавался авиа-контейнер ТУК-145с, с похожими характеристиками, но под другой тип топлива – они были меньше.
Наши расчеты показали, что создать такую конструкцию, как хочет Росэнергоатом возможно, и в дальнейшем 3D-моделирование подтвердило наши расчеты.

РЗ: А испытания были?

Александр Бондарев:  Нет, пока ограничились 3D-моделированием. Но если будет принято решение о производстве, конечно будут и натурные испытания. Но они, как правило подтверждают данные моделирования, у нас очень хорошая расчетная база… 

РЗ: Есть какая-то «фишка» у вашей разработки?

Александр Бондарев: Ну, «фишка» была в выборе демпфирующего материала. Дело в том, что мы изначально были поставлены в довольно жесткие условия – и по прочностным характеристикам, и по весу, и по размерам – то есть, нам надо было вписаться в транспортный люк Ан-24, учитывать его грузоподъёмность, и дальнейшую транспортировку – водным, авто- или железнодорожным транспортом… То есть, пришлось еще и всю логистику учитывать, просчитать всю возможную цепочку обращения с этим контейнером. Ну и сроки поджимали – всего три месяца у нас было. Справились. 

РЗ: Как удалось так быстро все сделать?

Александр Бондарев:  Просто было интересно. Во-первых, это был вызов конструкторскому самолюбию, ну и в любом случае что-то новое создавать – это всегда интересно. 

РЗ: Многие изобретатели жалуются, что у них хромает внедрение. То есть, они изобретают что-то , а потенциальные потребители этой инновации не торопятся это внедрять, не знают как использовать, не могут перестроить технологию…

Александр Бондарев:  Вы знаете, мне всегда казалось, что изобретать надо нужные вещи. А кто лучше заказчика знает, что ему нужно? Полагаю, что правильный подход к инновациям тот, при котором инициатива какой-то разработки исходит все-таки от заказчика. Но сам изобретатель, конечно всегда должен думать на шаг вперед заказчика. Надо смотреть на рынок, понимать, что востребовано и потом уже предлагать.