Академик Юрий Mихайлович Mихайлов сочетает в одном лице известного ученого, организатора науки и производства и высокопоставленного чиновника, отвечающего в Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ за блок научно-технических вопросов. Об особенностях работы научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, о стратегических аспектах сегмента редкоземельных металлов — в эксклюзивном интервью Юрия Михайлова для нашего журнала.

РЗ: Юрий Михайлович, что представляет собой научно-технический совет Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ и какова его структура?

Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ была организована в соответствии с Указом № 231 Президента от 20 марта 2006 года. В соответствии с данным Указом Правительству Российской Федерации было также поручено образовать Научно-технический совет Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации (далее — Совет) и утвердить его персональный состав. Периодически состав Совета корректируется, формируются новые секции, приходят новые специалисты. Последнее уточнение состава Совета было осуществлено распоряжением Правительства Российской Федерации в июне 2013 года.

Если говорить о составе Совета, то сегодня в него входят девяносто ведущих специалистов России в различных областях знаний. Большинство из них — генеральные конструкторы по важнейшим направлениям техники, руководители и ведущие ученые научно-исследовательских институтов промышленности и Российской академии наук, институтов Министерства обороны России, Министерства внутренних дел России, Федеральной службы безопасности России, Министерства по чрезвычайным ситуациям России. Почти половина членов Совета являются членами Российской академии наук. К примеру, это научный руководитель ВНИЭФ Саровского ядерного центра академик Р.И.Илькаев, генеральный директор КБ «Камов» академик С.В. Михеев, президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» академик М.А. Погосян, один из руководителей корпорации ОАО «Московский институт теплотехники» академик Ю.С. Соломонов, президент РАН академик В.Е. Фортов, председатель Сибирского отделения РАН, вице-президент РАН академик А.Л. Асеев, председатель Уральского отделения РАН академик В.Н. Чарушин, президент МГТУ им. Н.Э. Баумана академик И.Б. Федоров и многие другие крупные отечественные ученые и конструкторы. Отличием нашего Совета от многих других мы считаем отсутствие чиновников в его составе, даже если они и имеют ученые степени. Это одно из необходимых условий для того, чтобы можно было претендовать на членство в нем, и мы стараемся следовать этому правилу. Правда, председатель Совета как заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации является федеральным государственным служащим и сочетает в себе ученого по сути и чиновника по должности. Подготовка предложений по персональному составу Совета, обеспечение его деятельности, выбор направлений для заседаний — это компетенция председателя. Утверждается персональный состав распоряжением Правительства Российской Федерации. Еще одно правило: в Совете каждую организацию представляет только один человек.

Сегодня в Совете работают секции по всем основным направлениям развития систем вооружения, базовых и критических военных и промышленных технологий. Кроме того, функционирует около двадцати постоянно действующих тематических рабочих групп, руководство которыми осуществляют члены Совета.

РЗ: Что можно выделить в качестве приоритетных задач Совета?

Одна из главных задач нашего совета — детальное, экспертное и аналитическое рассмотрение проектов государственных и федеральных целевых программ, рассмотрение научно-технических проблемных вопросов в области обороноспособности и безопасности государства. В течение года мы проводим около сорока заседаний Совета, не считая заседаний секций и рабочих групп.

Кроме этого, Совет рассматривает обращения организаций и граждан в Правительство Российской Федерации и в Военно-промышленную комиссию по различным научно-техническим вопросам в области обороны и безопасности государства. Издается научно-технический журнал, решаются другие вопросы. Например, под эгидой Совета совместно с Российской академией к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне был выпущен двухтомник «Вооружение России». Первый том — «Советская военная мощь», второй — «Вооружение России на рубеже веков». Книги были подготовлены исключительно силами членов НТС ВПК при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время к предстоящему в 2015 году юбилею Победы Совет уже начал подготовку нового сборника «Оружие наследников Победы». Он будет издан под общей редакцией заместителя председателя Правительства Российской Федерации, председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации Д.О. Рогозина.

Высококвалифицированный персональный состав Совета, потенциал академических, отраслевых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, стоящих за членами Совета, взаимодействие с другими базовыми научно-исследовательскими организациями силовых структур, оборонно-промышленного комплекса, Российской академии наук, высшей школы позволяют Совету квалифицированно оценивать современное состояние любой научно-технической проблемы, понимать перспективы и давать экспертные и прогнозные оценки развития важнейших направлений техники, включая вооружение, военную и специальную технику.

Таким образом, на заседаниях Совета, секций и рабочих групп Совета, совещаниях у председателя Совета рассматриваются проблемные научно-технические вопросы по всем актуальным направлениям развития современных науки, техники и технологий. Безусловно, вопрос о редкоземельных металлах (РЗМ), интересующих ваш журнал, о применении их для создания и модификации многих современных материалов различного функционального назначения также важен и для нас.

РЗ: Юрий Михайлович, в середине октября состоялась встреча В.В. Путина с министром промышленности и торговли Д.В. Мантуровым. Главной темой встречи стало обеспечение промышленности редкоземельными металлами. Президент России отметил: «Когда-то Советский Союз занимал достойные позиции в этом секторе, а сейчас у нас есть известные проблемы». Как получилось, что Россия столкнулась с проблемой нехватки РЗМ, и каковы пути выхода из этой ситуации? Почему мы потеряли свои позиции в этой отрасли? Какие шаги необходимо предпринять в настоящее время?

В СССР существовала развитая редкоземельная промышленность, имеющая полный производственный цикл. Базируясь на отечественном сырье, она выпускала широкий спектр редкоземельной продукции высокого качества. Суммарное производство РЗМ-продукции в 1991 году достигало 8,5 тыс. тонн, что составляло порядка 15% мирового рынка и обеспечивало СССР третье место в мире. При этом Российская Федерация производила не более 10% конечной РЗМ-продукции. Источники наиболее ценного сырья и высокие переделы производства находились в других республиках Союза — Казахстане, Киргизии, Эстонии.

Сегодня РЗМ производятся в виде продукции начального передела — коллективных карбонатов РЗМ. Почти весь их объем экспортируется в силу отсутствия в России других переделов технологической цепочки (разделительное и металлургическое производства). До настоящего времени участие российского государства в развитии редкоземельной промышленности носило фрагментарный характер. Финансирование соответствующих НИОКР не осуществлялось в течение пятнадцати лет.

Анализируя опыт Китая, США и других стран, а также специфику полного цикла производства РЗМ, можно констатировать, что роль государства должна стать больше, чем создание нормативно-правового регулирования, обеспечение действенного надзора, предоставление грантов для прорывных научных разработок, льгот и гарантий для коммерческих проектов. Применение механизмов государственно-частного партнерства необходимо сочетать с программно-целевым планированием разрабатываемых технологий и создаваемых производств. По примеру Китая возможна консолидация действующих редкоземельных производств, в первую очередь в контуре российских государственных корпораций, и создание их стратегических альянсов с зарубежными потребителями и производителями РЗМ-продукции.


Действующая схема производства РЗМ в России

Восстановление с использованием бюджетных средств научно-технического потенциала в области РЗМ создаст необходимую инфраструктуру знаний. Наличие технологий, прошедших стадию опытно-промышленной эксплуатации, позволит снизить уровень риска при запуске коммерческих проектов до приемлемых значений. Выделение бюджетных средств на проведение глубокой модернизации производства РЗМ позволит повысить их финансово-экономические параметры до уровня, приемлемого для привлечения внебюджетных источников, и тем самым решить проблему импортной зависимости в отношении наиболее ценного РЗМ-сырья.

РЗ: Было предложение о закупке РЗМ в Росрезерв. Может ли Росрезерв стать регулятором ценообразования в условиях волатильности рынка?

Функции Росрезерва определены действующим законодательством Российской Федерации и не предусматривают функции регулятора ценообразования вне зависимости от уровня статистического колебания цен на рынке. Накопления различных видов сырья и материалов в Росрезерве, и РЗМ в частности, предусмотрены как стратегические запасы государства. При этом по решению государства они могут использоваться и для ликвидации временно сложившейся диспропорции между производством и потреблением РЗМ на российском рынке, возникшей в результате действий главного экспортера РЗМ — Китая. В рамках реализации подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» предполагается формирование запаса наиболее дефицитных РЗМ, необходимых для обеспечения государственных заказов на новую технику.

РЗ: В настоящее время внутренний спрос полностью удовлетворяется за счет импорта РЗМ из Китая и Казахстана, что является фактором риска для национальной безопасности и развития отечественной промышленности. В связи с этим планируются ли государственные меры по привлечению частников для участия в развитии индустрии РЗМ и редких металлов (РМ)? Были ли примеры такой поддержки?

Государственное регулирование, контроль и поддержка промышленности должны быть в первую очередь направлены на обеспечение гарантированных поставок РМ и РЗМ в наиболее важные производства для национальной безопасности страны. Вступление России в ВТО предполагает изменение арсенала инструментов государственной поддержки. Акцент перемещается в сферу поддержки спроса, развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых производственных связей, проектного финансирования. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. В связи с этим предусмотрен спектр механизмов прямой и косвенной государственной поддержки, который позволит бизнесу минимизировать риски и сформировать инвестиционный ресурс для реализации РЗМ-проектов.

Государственная поддержка бизнеса в России проявляется в льготном налогообложении прибыли. Однако, радикального результата эта поддержка не дала. Производственные фонды предприятий требуют глубокой модернизации. Для развития добычи требуются значительные инвестиции бизнеса в освоение новых месторождений и извлечение РЗМ из концентратов.

Активной поддержки государством РЗМ-индустрии требует проект освоения уникального Томторского месторождения, строительства металлургического завода по производству редкоземельных металлов, который был совместно разработан АК «Алроса» и ФГУП «Горно-химический комбинат». В 2005 году этот проект вошел в «Белую книгу проектов» Конкурса русских инноваций как проект, который в будущем может оказать существенное влияние на ускорение прогресса национальной экономики России.

РЗ: В последнее время в связи с реформой Российской академии наук мы наблюдаем много дискуссий о ее месте в инновационном развитии современной России. Каково ваше мнение по этому вопросу?

В проекте РЗМ непосредственное участие принимают ученые РАН, которые по-прежнему демонстрируют высокую компетентность. В РАН сохранились научные школы, традиции и стремление к эффективной работе. Сегодня на повестке дня стоят вопросы о необходимости более четкого определения конкретных государственных задач и финансового обеспечения работ. Перед академическим сообществом стоит задача автореструктуризации его институтов, при обязательном сохранении основополагающих исследований во всех областях знаний.

Отмечу, что применительно к задачам оборонно-промышленного комплекса, именно такой вывод был сделан на состоявшемся недавно совещании, проведенном Военно-промышленной комиссией с привлечением РАН и ведущих представителей отраслевой науки.

РЗ: Юрий Михайлович, что предполагается сделать, чтобы повысить эффективность российской промышленности РЗМ, заинтересованность предприятий в выпуске продукции?

Развитие индустрии, использующей РЗМ в рамках действующей программы, возможно лишь при сопровождении комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в объеме, достаточном для получения базовых научно-технических заделов по всей технологической цепочке производства продукции на их основе. Имеются в виду также и разработка технологий получения чистых и высокочистых индивидуальных редких, редкоземельных металлов и их соединений, без которых невозможно создать технику новых поколений.

Реализация указанной программы планируется в два этапа, на каждом из которых предусматриваются меры государственной поддержки. На первом этапе будут проведены исследования и разработки. На втором этапе при производстве редких и редкоземельных металлов предусмотрено субсидирование инвестиционных проектов, предоставление госгарантий и налоговых льгот. Эти меры будут распространяться и на частные компании.

РЗ: За рубежом изготовлением продукции с РЗМ занимаются тысячи предприятий, а у нас многие были закрыты. Каким образом необходимо организовать средний и малый бизнес, чтобы он процветал, чтобы появились новые высококвалифицированные кадры?

Деятельность среднего и малого бизнеса в сфере редких и редкоземельных металлов будет зависеть от спроса на такую продукцию. В настоящее время РЗМ потребляют немного. Основными потребителями выступают предприятия нефтехимической промышленности, ГК «Ростехнологии» и ОПК. Есть и другие потребители РЗМ, однако их текущие потребности невелики.

Российской Федерации конкурентоспособная редкоземельная промышленность полного технологического цикла нужна для удовлетворения потребностей оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей экономики и выхода на зарубежные рынки.


Для решения этих задач необходимо:

1. Разработать и освоить технологии производства РМ и РЗМ полного цикла, включая разделение и производство чистых индивидуальных оксидов, чистых металлов и сплавов, а также производство конечной продукции РМ и РЗМ-содержащей;
2. Создать промышленные производства полного технологического цикла;
3. Создать условия для ввода в эксплуатацию известных и новых месторождений РМ и РЗМ. Обеспечить комплексное извлечение их из руд и техногенных отходов;
4. Обеспечить кадрами создаваемую РЗМ-промышленность.

Экономический эффект реализации программы состоит в создании нового высокотехнологичного сектора экономики. Экономический эффект также связан с укреплением экономической безопасности Российской Федерации. Он должен выразиться и в улучшении экологических характеристик процесса добычи и переработки руд. 

Геополитическая компонента ожиданий от ее реализации состоит в освоении месторождений, расположенных в Сибири, в Арктическом ее регионе, в условиях, аналогичных норильским. С государственной точки зрения программа является стратегически значимым фактором в решении задачи освоения Дальнего Востока и Сибири.

РЗ: Каким образом, по вашему мнению, должна выстраиваться система снабжения редкими и редкоземельными металлами и новыми материала- ми в секторе оборонно-промышленного комплекса

Значительных отличий в организации производства указанной продукции и обеспечении ею гражданских отраслей в сравнении с предприятиями ОПК, на мой взгляд, не существует. 

РЗ: Какие тенденции существуют на мировом рынке редких земель? Как вы оцениваете позицию КНР? 

Уже сегодня международный рынок РЗМ после введения Китаем экспортных квот резко расширился и как такового дефицита в сырье нет. Вместе с тем, поскольку рынок РЗМ обладает существенной волатильностью, создание собственных производств оксидов и чистых РЗМ позволит российским производителям конечных изделий полностью уйти от импортозависимости. Предложение РЗМ на мировом рынке ограничено. До недавнего времени 97% РЗМ производилось в Китае при контроле им до 42% мировых запасов. Используя преимущества сырьевой базы, отсутствие жестких требований и низкие затраты, китайские производители в течение 15 лет поставляли РЗМ по демпинговым ценам. В результате за 1990-е годы цены на РЗМ упали в 2-4 раза, что привело к закрытию РЗМ-производств за пределами Китая из-за нерентабельности. Затем Китай локализовал на своей территории РЗМ-производства и получил доступ к рынкам конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. 

До середины 2011 года уровень цен на РЗМ определялся экспортными квота- ми Китая, который в 2010 году резко сократил их объем и заявил о возможном прекращении экспорта оксидов РЗМ среднетяжелой группы к 2015-2016 годы в связи с ростом их внутреннего потребления и исчерпанием сырьевой базы. Это привело к скачку цен на рынке вне Китая: в течение 2010 года и первой половины 2011 года цены на РЗМ выросли в 5–10 раз. Страны—потребители РЗМ (США, Япония, Южная Корея и страны ЕС) приняли экстренные меры по развитию научно-технологической базы и поддержке компаний с диверсифицированными источниками сырья. Благодаря этим мерам цены на РЗМ начали снижаться, возврата к «пиковым» значениям цен не будет. 

Сегодня рынок редкоземельных металлов растет быстрыми темпами — за последние 50 лет его объем увеличился в 25 раз — с 5 до 125 тыс. тонн в год. Ключевы- ми потребителями РЗМ являются страны — лидеры мировой экономики: Китай (54%), Япония и Южная Корея (24%), страны Европы (в основном Германия и Франция, 13%), США (8%). Прогнозируется, что к 2020 г. объем мирового спроса на РЗМ вырастет еще в 1,5 раза и составит 185 тыс. т/год. Предложение на рынке РЗМ в целом будет превышать спрос — за счет избытка лантана, церия и других легких РЗМ. Однако диспрозий, тербий, неодим, иттрий, празеодим и европий останутся дефицитными для крупнейших развитых стран на долгое время. 

В рамках стратегии создания полного цикла «от месторождения к магнитам» Китай консолидирует производство РЗМ на базе крупнейшего государственного производителя. Из средств федерального бюджета создан специальный фонд реструктуризации производства РЗМ. Поддержка отрасли осуществляется посредством формирования стратегических резервов РЗМ. 

В США компания Molycorp создала глобальный вертикально-интегрирован- ный холдинг путем поглощения разделительного производства в Эстонии «Силмет» (ныне это АS Molycorp Silmet) и технологического лидера отрасли компании Neo Material. 

Япония диверсифицирует поставки путем добычи РЗМ в Казахстане, Индии и Вьетнаме совместно с местными компаниями. В ноябре 2012 года запущен завод по производству концентратов РЗМ SARECO, являющийся совместным предприятием казахской НАК «Казатомпром» и японской SumitomoAtom, планируется создание завода по разделению РЗМ и производству магнитов. Южная Корея в лице государственной компании КОРЕС участвует в освоении РЗМ-месторождений в ЮАР. Страны ЕС заключают соглашения о сотрудничестве со странами — производителями РЗМ (Германия в 2012 году подписала соглашения с Казахстаном и Монголией), а также выделяют банковские гарантии на поставки РЗМ. 

В результате развития некитайских производителей к 2020 году доля Ки- тая на рынке РЗМ сократится вдвое. Крупнейшими производителями РЗМ за пределами Китая станут вертикально интегрированные компании США и Австралии. В то же время «окно возможностей» для вхождения в тройку лидеров среди некитайских производителей для РФ сохраняется. 

РЗ: Известно, что такие стратегические металлы, как рений и висмут, не производятся в России, но они производятся на территории Таможенного союза. Каким вы видите сотрудничество в этом важном вопросе? 

Имеющиеся данные позволяют утверждать, что на территории РФ в настоящее время нет разведанной рудной базы для производства рения, так как в производимых молибденитовых концентратах Сорского и Жирекенского горно-обогатительных комплексов его содержание низкое: в Сорском концентрате содержание рения — 20–40 г в тонне руды, в Жирекенском концентрате — до 80 г. Таким образом, Россия практически не имеет разрабатываемых природных источников сырья, содержащего рений. Производственная база, обеспечивающая получение рения и его солей из рудного сырья, в на- шей стране также отсутствует. Таким образом, развивая собственные производства промышленности редких и редкоземельных металлов, необходимо продолжать сотрудничество в этой области со странами Таможенного союза. Вместе с тем одним из самых перспективных источников рения для нашей страны являются парогазовые выбросы и вулканические породы, содержащие рений, на склоне вулкана Кудрявый на острове Итуруп, где он конденсируется в виде паров сульфида рения. Разработан метод улавливания рения с использованием процесса сублимации на природных цеолитах, что позволяет существенным образом (в 2,5–3 раза) сократить технологические затраты на получение металлического рения.

По имеющимся данным, вулкан Кудрявый ежегодно выбрасывает около 20 тонн рения. Для сравнения следует отметить, что мировая добыча рения в 2010 году составила около 45–50 тонн, а цена 1 кг рения на сегодняшний день составляет около 5 тыс. долларов. К 2015 году производство рения достиг- нет ~71,5 тонны. Реализация данного проекта (освоение вулкана Кудрявый) позволит организовать выпуск рения в Российской Федерации. До принятия соответствующего решения целесообразно проработать вопрос заключения долгосрочных контрактов с зарубежными партнерами. 

Производством висмута в России занимаются несколько компаний. Основным продуцентом является ОАО «Завод редких металлов», ранее — Новосибирский завод редких металлов. Предприятие выпускает широкую номенклатуру соединений висмута. Кроме ОАО «Завод редких металлов» висмут выпускает попутно ОАО «Новосибирский оловянный комбинат». Следует отметить, что официальных данных по добыче и производству висмута в России нет. По оценке аналитиков MetalResearch, производство висмута в России достаточно низкое и составляет до 5 тонн, а его потребление в 2013 году возрастет более чем в два раза — до 25 тонн. Необходимо также отметить, что основное количество используемого в России висмута импортируется. Учитывая незначительные запасы висмута в Российской Федерации, целесообразно также проработать вопрос заключения долгосрочных контрактов с зарубежными партнерами. 

РЗ: Недавно В.В. Путин снова отмечал важность для России поддержки экономических отношений с Бразилией. Что вы думаете по поводу сотрудничества с БРИКС? На ваш взгляд, какой может быть модель долгосрочного сотрудничества между нашими странами в этой сфере?

Сотрудничество, если оно взаимовыгодно, всегда полезно. Запасы РЗМ в Бразилии составляют 48 тыс. тонн в пересчете на оксиды. Производство оценивается в 550 тонн РЗМ в концентрате (в пересчете на оксиды). Запасы РЗМ в России оцениваются около 20 млн. тонн в оксидах. Сотрудничество может развиваться и в техническом аспекте. У нас хорошие ученые, имеется возможность развивать «умные» технологии. На этой основе и нужно строить модель долгосрочного сотрудничества. 

Каждая из стран — участниц группы БРИКС обладает определенными преи- муществами в той или иной экономической сфере деятельности. Россия богата энергоносителями, Китай — редкоземельными металлами и недорогой рабочей силой, Индия предоставляет всему миру интеллектуальные ресурсы, Бразилия экспортирует продовольствие, наконец, природные ресурсы ЮАР также велики и весьма разнообразны.

Пять стран группы БРИКС, действуя в единой структуре, могут весьма эффективно влиять на политику во всем мире. Однако существует много нерешенных вопросов, что и показал проходивший в марте 2013 года Пятый саммит BRICS. Наиболее значимым следует считать создание Делового совета. Россию в нем представляют глава ГК «Внешэкономбанк» В.А. Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций К.А. Дмитриев, глава ГК «Ростехноло- гии» С.В. Чемезов и глава ОАО «РЖД» В.И. Якунин. Можно надеяться, что работа Совета интенсифицирует торговые взаимодействия между странами. 

РЗ: Юрий Михайлович, как вы считаете, нужно ли такие стратегические ме- сторождения, как Томторское, отдавать именно тем, кто уже сегодня реально выпускает продукцию, или нет? 

Томторское комплексное ниобий-редкоземельное месторождение по содержанию РЗМ — одно из самых богатых и крупных в России и в мире. Другими основными компонентами руд месторождения являются ниобий, скандий, фосфор. Руды месторождения отличаются высокими концентрациями иттрия и элементов иттриевой группы. На государственном балансе числится 119,3 тыс. тонн оксидов редких земель (РЗО) преимущественно легкой группы. Всего под- считанные по промышленным категориям, но не учтенные Госбалансом запасы РЗО оцениваются в объеме 900–1500 тыс. тонн. Геологические ресурсы РЗО превышают 4000 тыс. тонн. В результате реализации начального этапа промышленного освоения Буранного участка Томторского месторождения может быть получено 850 тонн редкоземельной продукции на первом этапе с возможностью наращивания до четырех и более тыс. тонн/год. 

РЗ: Верите ли вы в целесообразность переработки фосфогипса для получения РЗМ?

Значительная доля балансовых запасов РЗМ России заключена в апатитовых рудах месторождений Хибинского массива в Мурманской области. В настоящее время добываемые апатитовые руды используются для производства фосфор- ных удобрений. Содержащиеся в них РЗМ не извлекались и попадали в отходы производства, именуемые фосфогипсом.

Поэтому накопленные объемы отходов фосфогипса, на мой взгляд, являются перспективными источниками РЗМ. Возможный совокупный объем производ- ства РЗМ на базе апатитового сырья теоретически может составить несколько тысяч тонн, что могло бы почти полностью покрыть внутренний спрос, если бы не два ограничения: малое содержание РЗМ в целом при преобладании РЗМ легкой группы и низкая рентабельность. Например, для получения одной тысячи тонн РЗМ необходимо перерабатывать 300–400 тыс. тонн фосфогипса. Поэтому переработка отходов станет рентабельной, если параллельно выделению РЗМ будет организовано производство строительных материалов — гипсокартона, плит, бетона. Редкоземельный концентрат, выделенный из отходов фосфогипса, отличается повышенным содержанием среднетяжелой группы РЗЭ, в первую очередь самария, европия, гадолиния, тербия, иттрия, а также неодима.

РЗ: Вместе с редкими и редкоземельными металлами можно добывать торий. Какие возможности может открыть ториевая энергетика человечеству?

Хорошо известно, что практически всегда торий содержится в тех же минералах, что и редкоземельные элементы. Возможные перспективы ториевой атомной энергетики связывают с возможностью организации захвата торием теплового нейтрона, например, при реализации уран-ториевого цикла и получении делящегося урана-233, что весьма привлекательно. Вместе с тем торий в проблематике данного направления ядерной энергетики ничто не связывает с редкоземельными металлами, кроме возможной совмест- ной добычи. Поэтому рекомендую вам более подробно обсудить вопрос о тори- евой энергетике со специалистами по ядерным проблемам. 

РЗ: Как вы оцениваете перспективу сотрудничества России с Казахстаном и Украиной? 

Учитывая отсутствие в настоящее время в России развитой промышленности редких и редкоземельных металлов, на данном этапе целесообразно проработать вопрос о долгосрочной кооперации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в области РЗМ. Кроме того, в настоящее время ГК «Росатом» имеет договоренности о сотрудничестве с казахстанскими и украинскими атомными компаниями, что положительно влияет на расширение контактов.

РЗ: Необходим ли российско-казахский консорциум в сфере РЗМ?

Сотрудничество с Казахстаном в настоящее время осуществляется достаточно активно. В первую очередь это касается производства чистых РЗМ в НАК «Казатомпром» из производимых на Соликамском магниевом заводе карбонатов РЗМ. В дальнейшем все будет зависеть от коммерческих договоренностей российских и казахских структур. 
Учитывая, что целью программы «Развитие промышленности РМ и РЗМ» является разработка, освоение и адаптация критических технологий производства РМ и РЗМ полного цикла, в том числе разделения и производства чистых оксидов, металлов и сплавов, а также производства конечной РМ- и РЗМ-содержащей продукции, для удовлетворения потребностей оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей экономики с перспективой выхода на зарубежные рынки, не требуется ее координации с аналогичными программами других государств. 

РЗ: Юрий Михайлович, ваше мнение об упомянутом ранее совместном казахско-японском предприятии SARECO? 

ТОО СП SARECO создано в 2010 году, в ноябре 2012 года запущен завод по производству коллективного концентрата редких и редкоземельных металлов. Планируется создание мощностей по разделению РЗМ и изготовлению готовых изделий на их основе. Предприятие, как видно из аналитических оценок, развивается. 

РЗ: Почему не используется опыт специалистов Приднепровского химзавода (Украина) и ИХМЗ (Казахстан)? 

Известно, что разработчиками технологий для украинского и казахстанского предприятий были российские институты (ОАО «ВНИИХТ», ФГУП «Гиред- мет»), поэтому с данными технологиями в России знакомы. 

РЗ: Рассматривается ли взаимодействие России с Киргизией в сегменте РЗМ?

Взаимодействие с Киргизией в области разработки месторождений РЗМ являет- ся перспективным в части получения сырья тяжелой группы. Однако имеющий- ся фонд месторождений в Киргизии уже распределен между компаниями, в том числе и зарубежными. 

РЗ: Какова судьба месторождения Ак-Тюз? 

На месторождениях Актюзского рудного поля ведет работу ООО «Кутисай Май- нинг», владельцем которого является канадская компания Stans Energy Corp. У Киргизского химико-металлургического завода приобретены промплощадки двух цехов. На их базе создан Кашкинский завод редкоземельных элементов, где будет производиться готовая продукция. К работе привлечен российский институт ВНИИХТ.