В следующем году будут проходить Двадцатые юбилейные Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого: мы будем отмечать 85 лет со дня его рождения, 60 лет с момента объявления программы «Московского методологического кружка», 35 лет с момента проведения первой Организационно-деятельностной игры (далее — ОДИ). Известный методолог и общественный деятель Петр Георгиевич Щедровицкий рассказал журналу «Редкие Земли» об истоках и современной жизни Фонда.

О работе научного некоммерческого фонда «Институт развития имени Георгия Петровича Щедровицкого»

Во-первых, Фонд был создан несколько лет назад для решения очень простой и конкретной задачи: мы готовим к публикации, издаем и популяризируем работы Георгия Петровича Щедровицкого (1929–1994). В настоящий момент в общей сложности напечатано около 20 различных изданий, в том числе — до создания Фонда. Часть из них содержит материалы стенограмм лекционных курсов, которые мой отец читал в разные годы, и даже материалы докладов, прочитанных им на внутренних семинарах в кружке. Фонд поставил перед собой задачу подготовки изданий в большей степени соответствующих требованиям академических публикаций: содержащих более развернутый пласт необходимых для современного читателя комментариев, ссылок и сносок. Так был подготовлен и издан под редакцией Г.А. Давыдовой трехтомник «Знак и деятельность», посвященный тематике знака, семиотики, теории коммуникаций, языкознания и так далее. Это, в основном, работы 70-х годов, меньше известные широкой публике. В настоящий момент также начата подготовка собрания сочинений в 10 томах.

Во-вторых, каждый год 23 февраля мы проводим Чтения памяти Георгия Петровича Щедровицкого. Это большая встреча его учеников и последователей, а также тех, кто интересуется работами Московского методологического кружка (далее — ММК). В 2013 году, например, в чтениях приняли участия около 600 человек и еще около 200 воспользовались возможностями Интернет-трансляции. Последние 12 лет чтения носят тематический характер: тематическая программа объявлена заранее. В этом году обсуждались проблемы институционализации методологического мышления. Материалы обсуждений публикуются, а также доступны в электронной версии на сайте фонда. В следующем году будут проходить ХХ юбилейные чтения: в 2014 году мы будем отмечать 85 лет со дня рождения Г.П. Щедровицкого, 60 лет с момента объявления программы ММК (она была впервые заявлена в феврале 1954 года), 35 лет с момента проведения первой Организационно-деятельностной игры (далее — ОДИ).

Надо подчеркнуть, что Георгий Петрович Щедровицкий писал на специализированные темы. Он не писал про политику Советского Союза, про экономику. Он писал про мышление, коммуникацию, деятельность, рефлексию, про логику и методологию науки. В конце 50-х годов, окончив философский факультет МГУ, он пошел работать в школу учителем логики. Потом работал в издательстве «Просвещение», в институте дошкольного воспитания. Именно в этот период у него и его коллег возникла идея разработки общей методологии мышления, на основе деятельностного и системного подхода. В 1961 году в газете «Известия» Георгий Петрович, в частности, опубликовал программную статью «Технология мышления». Я как популяризатор наследия Георгия Петровича, сегодня пытаюсь облекать его идеи в более простые и доступные формы. Я опираюсь на то, что делал мой отец и его ученики первых поколений, а сам принадлежу к четвертому поколению его учеников. Рассчитываю, опираясь на имеющиеся у меня ресурсы и возможности, донести эти идеи до более широкой публики.

Также Фонд поддерживает ряд исследовательских и издательских проектов. Поддерживает молодых исследователей, которые занимаются методологическими разработками в разных областях. Формы такой поддержки носят разно образный характер — от проведения школ по методологии до выдачи исследовательских грантов — по значимым темам. Проводим конференции; на базе фонда проходят несколько постоянных семинаров.

О традиции

Для любого западного ученого в гуманитарной сфере очень важно сослаться на своих предшественников, предтеч, учителей: это усиливает его позицию, делает ее более обоснованной. В научном сообществе действует целая система социальных механизмов, которая превращает подобные ссылки в социальный капитал молодого ученого. Человек без родства, который никого не читал и ни на кого не опирается, ничего и не стоит. У нас, к сожалению, в гуманитарных науках эта традиция была нарушена и манера «не ссылаться» оказалась распространена не только на «идеологически чуждую нам буржуазную философию и социальную науку», но и на отечественных авторов. Я помню, один мой коллега жаловался, что он пришел защищать диссертацию и у него была ссылка на Георгия Петровича Щедровицкого. И ему сказали: хочешь защищаться — вычеркни. И это даже не политика. А если и политика, то, скорее, политика малой группы, какой-то школы, которая не хочет и боится конкуренции, открытой научной дискуссии.

 

Программная статья Г.П. Щедровицкого "Технология мышления" (1961).

В СССР Георгия Петровича практически не печатали, а если и печатали —, то со многими проблемами (например готовый набор его «Педагогики и логики» был рассыпан прямо в типографии в связи с подписанием им письма в защиту диссидентов в 1968 году). Однако это не мешало ему активно участвовать в научной и общественной жизни. Он много ездил по стране, читал лекции, выступал на конференциях. В конце 70-х он стал активно проводить ОДИ; через его «игры» прошли, по моим подсчетам, несколько десятков тысяч человек. Он очень сильно повлиял на ту ситуацию, которая была в Советском Союзе, начиная со второй половины 50-х годов. Он был очень влиятельным человеком. Да, его иногда не любили цитировать, замалчивали, не приглашали на конференции, не выпускали за границу. Но все, что он говорил, оказывало очень сильное влияние на огромное число людей. Отец, например, реально повлиял на становление системного движения, методологического движения, игрового движения. Его работы во многих областях были поистине пионерскими. Многие его ученики продолжали и продолжают работать в этих направлениях. И понятно, что это оказало на общество, особенно в переходный период, когда начал трещать по швам Советский Союз, достаточно серьезное влияние.

Философия России ХХ века

В последние несколько лет, с 2006 года, мы начали еще один крупный проект. Речь идет об издании серии книг «Философия России ХХ века», которым фонд занимается совместно с Институтом философии РАН и издательством РОССПЭН. Мы рады, что за прошедший с 2006 года период нам удалось издать 21 том, посвященный русским философам второй половины ХХ века. Один из этих томов посвящен творчеству Георгия Петровича Щедровицкого. А сейчас мы предприняли следующий шаг: мы начали издание 40 томов, посвященных русской философии первой половины ХХ века. Это уникальное издание. Большая часть томов носит персональный характер; некоторые посвящены определенным направлениям философской мысли — например, русская философия права или русский марксизм. На сегодняшний день вышло уже 14 томов.
Задача этого проекта: вернуть лица и имена русских философов ХХ века. России и миру. Ведь многие темы и проблемы, в том числе и те, которые актуальны для нас сегодня, разрабатываются в философии давно; они передаются из поколения в поколение, как эстафетная палочка. Понятно, что, не видя этой истории, не понимая того, какую линию проблематизации русская философия считала для себя важной и почему, как она заимствовала какие-то западные идеи и наоборот — как влияла на то, что происходило в мировой философской и шире — гуманитарной мысли, мы многое теряем.

Мы претендуем на то, чтобы вернуть в современный массовый культурный оборот целый ряд российских мыслителей ХХ века, вспомнить о них. Хотел бы подчеркнуть, что это — обширные исследовательские материалы, посвященные творчеству того или иного мыслителя или группы авторов: каждый том включает развернутую творческую биографию, фоторяд, библиографию работ конкретного автора, библиографию работ о нем, а также статьи, посвященные основным вопросам его творчества. Другими словами, если вы хотите познакомиться с творчеством кого-то из этих мыслителей, с этого тома можно как раз начинать. И, прочитав его, погрузиться в лабораторию его мысли, в историю «мыслящего сознания». В дальнейшем мы предполагаем также поддержать проекты систематического издания работ этих авторов; в академическом стиле, подобно тому, как издавали собрания сочинений русских философов ХIХ века — например, славянофилов в начале ХХ века или Герцена в СССР. К сожалению, сегодня у нас этой культуры систематического издания философских сочинений конкретных авторов нет. Если говорить об относительно полных собраниях сочинений, их можно по пальцам пересчитать. В последние годы, вышло достаточно полное собрание сочинений Василия Розанова, Ивана Ильина, 10-томник Густава Шпета — в издательстве «Росспэн», благодаря усилиям Татьяны Щедриной…

Таким образом, будучи поначалу фондом, поддерживающим популяризацию наследия одного автора — Г.П. Щедровицкого, мы достаточно быстро столкнулись с той проблемой, с которой сталкиваются очень многие подобные фонды. Любой мыслитель всегда творит, находясь в каком-то контексте, в определенной коммуникативной ситуации. Он пребывает в состоянии явной или скрытой дискуссии с другими мыслителями, которые живут одновременно с ним и развивают какие-то другие линии и идеи. Не удерживая и не восстанавливая этот контекст, очень часто перестаешь понимать, почему говорится то или другое. А для понимания смысла сложного текста акценты очень важны. Есть знаменитый пример, который приводил Выготский в своих лекциях. Он говорил: есть две ситуации. Я читаю лекцию, потом привычно поворачиваю голову к часам, чтобы посмотреть, сколько времени осталось до конца лекции, и вдруг вижу, что часов нет. И мне из зала кто-то говорит: часы УПАЛИ. А в другой раз я читаю лекцию и вдруг слышу шум, и кто-то из аудитории мне говорит: ЧАСЫ упали. Фраза одна и та же. Но акцент делается на разных аспектах ситуации; установление этого ситуативного смысла, ситуативного плана любого высказывания чрезвычайно важно.

О пользе философии

Для меня приоритет — в развитии философии и методологии. Я хочу чтобы молодежь знала о существовании глубокой и мощной русской философской традиции; чтобы молодые люди знали, кто такой Владимир Николаевич Ивановский или Семен Людвигович Франк. Чтобы они читали их работы. Сегодня среднестатистический российский молодой человек в силу целого ряда причин, во-первых, не знает, зачем ему философия, не видит ее места и роли в его жизни. А во-вторых, у него недостаточно информации о том, как она устроена, как развивалась, какие авторы в разные эпохи задавали тон. И часто иностранных авторов — таких как Фуко, Бурдье или Поппер, он знает лучше, чем российских. Так выстроено гуманитарное образование у нас в стране, что молодому человеку очень трудно сориентироваться в этом пространстве. Поэтому мы хотим ему помочь. Например, в своем фейсбуке я каждый день публикую пост про одного из философов. Я там рассказываю про него, его жизнь, его творчество, публикую его фотографии, фотографии обложек его книг, даю какие-то цитаты и т. д.

Я считаю, что рано или поздно любой человек созревает к постановке тех вопросов, которые вообще-то проходят по ведомству философии. Конечно, не все, кто-то проживет счастливую жизнь и без этих вопросов. А кто-то по разным причинам приходит к ним, начинает ими интересоваться. И, конечно, наличие такой элементарной «дорожной карты» — кто, когда, какие вопросы ставил, ему могло бы помочь. Когда мы только начинали этот проект, я, читая лекции в одном из старейших университетов России на профильном факультете, столкнулся с тем, что студенты вообще не представляют себе ни имен, ни, что очень важно, лиц русских философов. Поэтому в наших изданиях всегда есть большой фоторяд, который раскрывает ряд сторон биографии автора, воспроизводит портреты окружавших его близких, учеников.

У многих философов, особенно тех, кто жил в первой половине прошлого века, непростая судьба. Кого-то выслали в 22-м году на знаменитом «философском пароходе», кого-то расстреляли. Я знаю более сотни русских философов, которых просто расстреляли. Причем, и философов, и историков философии, и переводчиков, которые переводили, например, на русский язык восточную философию. И хорошо, чтобы мы об этом помнили. Потому что когда не помнишь прошлое, есть опасность вновь повторить его ошибки.