Термин «транзитный мир» придумал индийский йогин и мистик, основатель фонда «Иша» Садхгуру, которого в этом году привез на Петербургский международный экономический форум глава Сбербанка Герман Греф. Речь идет о кратком переходном периоде, переломном моменте в истории человеческой цивилизации, в котором мы сейчас находимся. Меняются экономические уклады, отношения между людьми, стирается грань между реальным и виртуальным. С одной стороны техника все больше освобождает людей от рутинного труда, с другой — человек должен осознать свою новую роль, адаптироваться к новой реальности. В скором времени важнейшим для человека может стать вопрос о том, чем ему заниматься и как не потерять себя в новом мире. 


Выходить за пределы физического

В последние годы мы наблюдаем экспоненциальный рост технологий во всех отраслях. Нельзя сказать, что этого не было раньше. Любая промышленная революция, будь то появление парового двигателя, электричества или транзистора, приводила к значимым изменениям в образе жизни людей. Как правило, эти изменения были связаны с новыми возможностями производства и улучшением жизненных условий. Но сейчас ситуация особенная, принципиально новая. На этот раз технологии начинают серьезно вторгаться в сферы сознания, человеческих отношений и даже духовности. Начинают не только влиять на эти сферы, традиционно являвшиеся прерогативой человека, но и во многом формировать их. 

На Петербургском международном экономическом форуме проблемам транзитного мира была посвящена отдельная пленарная сессия, на которой присутствовал и Садхгуру. На этом же форуме впервые была представлено русское издание его книги «Внутренняя инженерия». 

Садхгуру считает, что довольно скоро наступит время, когда рядовую повседневную работу возьмут на себя роботы, а человек сможет сосредоточиться исключительно на творческих процессах. Но, чтобы переход к новому укладу произошел не так болезненно, надо готовиться к нему сейчас, в условиях транзитного мира.

«Технологии постоянно модернизируются, поскольку мы инвестируем в модернизацию технологий. Но надо инвестировать время и деньги и в живых людей. Если этого не делать, то негативное возобладает. Технологии, которые у нас есть, могут использоваться как угодно. Поэтому инвестировать в людей нужно тоже». 

Садхгуру считает, что надо не столько пропагандировать, сколько помогать людям искать ответы самостоятельно. Это особый подход. И это привело к тому, что у него появилось огромное количество сторонников. Поразительная его особенность — способность сложные проблемы разделять на простые вопросы и помогать людям находить собственные решения этих простых вопросов. Поэтому любой разговор с Садхгуру — особый опыт для каждого слушателя.

«Надо понимать, в чем основа человеческого опыта, как познать мир и себя. Мы познаем мир с помощью чувств. Но потом выясняется, что мир сам по себе, а мы сами по себе. В нашем опыте все исчезает, потому что наши 5 чувств не работают на познание мира. Эти чувства — хорошие инструменты для выживания человека. Но если вы хотите познать природу жизни, эти 5 чувств не помогают, потому что они дают вам чисто сравнительную перспективу. Вы знаете, что такое свет только потому, что видели тьму, вы знаете, что такое звук, потому что знаете, что такое тишина. Все в сравнении. Но вы всегда видите или чувствуете только часть. Эти фрагменты информации не дают возможность осознать «всё». Эти чувства нужны только для выживания, для существования, но не дают возможности познать природу жизни. И у каждого формируется собственное представление о реальности. У каждого — разные реальности». 

«Нам кажется, что мы — пик эволюции на Земле. Мы уверены, что у нас есть необходимый интеллект, сознание, для того чтобы знать, как жить, существовать. Но если вы знаете, как существовать, ваше восприятие выходит за пределы пяти чувств. Важно воспринимать жизнь как она есть, а не только как она воспринимается вами, что нужно для вашего выживания. Когда люди выходят из режима выживания в режим прямого восприятия, они начинают видеть вещи, которых раньше не видели. Они были и есть, но они их не видели».

Что делать человеку, когда машины заменят рутинный труд? Развиваться духовно, хотя Садхгуру не любит этого слова. Он предпочитает говорить «за пределами физического», понимая под этим не столько духовность, сколько интеллект. Но все равно все сводится к поиску Бога. 

Садхгуру для журнала «Редкие земли»

РЗ: Вы говорите о таких важных вещах, как изменение духовного состояние человека. Вы говорите о том, что если мы будем расти технологически, а духовно не будем меняться, мы по большому счету станем рабами собственных технологий. Каким будет будущее, если мы не будем развиваться духовно? 

«Я не использую это слово — духовность. Это слово себя серьезным образом дискредитировало. 
Это в природе человека: где бы вы ни были, кем бы вы ни были, вы хотите быть чем-то большим, чем то, что вы есть сейчас. Даже если вы достигаете поставленных целей, вы хотите стать еще кем-то. Это естественно для человека — расти бесконечно. Если вы хотите бесконечно наращивать свои возможности, вы однозначно понимаете, что в физическом измерении вы не сможете этого сделать, потому что природа физического существует исключительно в определенных границах. Поэтому, когда вы осознаете, что это расширение не даст вам всего того, чего вы хотите добиться, вам нужно выходить за пределы физического. 
Все, что в нас есть физического, получено нами извне. Мы получаем и перевариваем пищу и т. д. Но есть еще интеллект. До последнего времени наши возможности были ограничены возможностями человеческого интеллекта по сбору и обработке данных. Но сейчас технологии меняют ситуацию. Машины это сделают за нас, а человек станет совсем другим, необыкновенным существом. И ему нужно будет чем-то заниматься. Вот в это надо сейчас инвестировать время, деньги, ресурсы — в развитие возможностей для нового, небывалого расцвета человека
Все, что мы сейчас знаем, основано на памяти. И наша духовность, и наш интеллект основаны на памяти. Нам нужно отойти от этого. Нельзя позволить нашей памяти, традициям, привычкам, культуре определять наше будущее. Потому что у каждого есть свои собственные идеи о творении и т. д. И поскольку нет универсального объяснения того, как был создан этот мир, вы можете подойти к этому сами. Если вы внимательно посмотрите на творение, вы увидите, что это — абсолютно феноменальный интеллект. Но никто ни разу не говорил, что Бог — это интеллект. Все говорили, что Бог — это любовь. Придет время, когда интеллект за пределами данных, за пределами памяти станет главным элементом будущего существования человека. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее будет реализован потенциал человека.
Я думаю, что это уникальная возможность, которая появилась у человека впервые за всю историю. Нет, конечно, этой возможностью пользовались и раньше, но это были отдельные, уникальные личности. Сейчас же такой возможностью смогут воспользоваться все».

Оригинальная видеозапись разговора - здесь.

От личных амбиций к глобальному видению

Кто-то тратит свою жизнь на то, чтобы заработать на пропитание, а кто-то — на то, чтобы реализовать свои амбиции. Но любой человек так или иначе задумывается над смыслом своего существования. Садхгуру, когда его еще звали Джагги Васудев, был успешным бизнесменом. Но собственный духовный опыт заставил его пересмотреть жизненные приоритеты, открыл целостный взгляд. Амбиции уступили место глобальному видению. Это изменило ход его жизни. Он стал выдающимся духовным лидером и мистик. В мистицизме он ищет ответы на вопросы, которые не поддаются простому человеческому пониманию. Когда произошла эта смена?

«Что означает быть мистиком? Это значит, что в один прекрасный день вы осознаете, каким дураком вы были всю жизнь. Потому что вы не замечали чего-то, что все время было рядом с вами. И именно с того момента, когда вы осознали себя глупцом, все остальные начинают почитать вас как мистика. Вот такой забавный парадокс».

«Люди все время хотят быть чем-то большим, чем являются на данный момент. Если у них есть деньги, они хотят иметь больше денег, если у них есть власть, они хотят еще больше власти, если у них есть знания, они хотят знать еще больше, если у них есть удовольствия, они хотят иметь еще больше удовольствий. То есть каждое человеческое существо хочет стать чем-то большим. В природе человека — стремление расширить свою власть, свой охват, где-то внутри нас есть желание безграничности. В какой-то момент приходит понимание того, что мы стремимся не к большему, а к бесконечному, и это коренным образом меняет сознание, заставляет задуматься над совершенно другими вопросами: чему служит движение к этой цели? И каким образом вы собираетесь этого достичь?
Те знания, которыми мы обладаем благодаря наличию пяти чувств, все это —физические способы достижения определенных целей. Но такими средствами мы можем достичь только конкретные достижимые цели. Достичь бесконечного можно только выйдя за пределы физической природы. Это не значит — смотреть вверх или смотреть вниз, это другое измерение. Оно находится за пределами физического, внутри самого человека. И тогда это желание расширяться исчезнет, потому что исчезнут границы». 

«Что нужно для этого сделать? Прежде всего, не нужно себя приравнивать к своему знанию. Даже если вы прочтете все книги на планете, ваш объем знаний в космическом масштабе по-прежнему останется ничтожным. Первый шаг в йоге — признание собственного невежества. Нужно признаться, что ваши знания ограничены, а то, чего вы не знаете, не имеет границ. Человеческое мышление обычно вращается вокруг предметов, которые вы определили. Когда вы осознаете свое незнание, вы откроете ворота своему интеллекту для безграничного расширения. Это будет глобальное видение. К нему вы придете, отбросив свои амбиции». 

Многие люди считают, что амбиции — это хорошо, что они развиваются благодаря своим амбициям. Садхгуру же утверждает, что уход от амбиций — это возможность осуществить переход к безграничному миру.

«Предположим, вы сидите в клетке размером пять на пять метров, и вам она кажется тесной. Если вас перевести в помещение размером десять на десять метров, вы почувствуете себя лучше, но и оно будет для вас маленьким. И в какое бы помещение вас ни переводили, границы останутся, и что-то внутри вас будет протестовать против этих границ. Что же делать? Все время расширять границы каждого следующего помещения? Думать, что увеличение границ до какого-то предела сделает вас свободнее, это заблуждение».

Современные технологии и новые реалии транзитного мира, по мнению Садхгуру, как никогда удачно способствуют переходу к глобальному видению. 

«Для человека, в отличие от животных, нет верхней границы. Мы все время стремимся ввысь. Приходя к власти, люди стремятся регулировать границы, выстраивать стены, принимают санкции. Но при современных технологиях это теряет смысл. Современные технологии позволяют общаться или производить сделки с любым человеком, находящимся в любом уголке мира»

Не только бизнес и коммуникации стали глобальными, глобализация перешла на бытовой уровень. К тому же выросли скорости: все в современном мире совершается мгновенно. Для молодого поколения это стало настолько естественным, что невозможность получить что-то молниеносно или достичь чего-то в жизни очень быстро вызывает у его представителей настоящий стресс, связанный с нереализованностью амбиций. Хотя, как считает Садхгуру, уже наметилась обратная тенденция.

«Представители совсем молодого поколения, кому сейчас менее 25 лет, уже утратили те завышенные амбиции, которые питали представители предшествующего поколения. Стало модным носить рваную одежду. Молодое поколение думает не столько о том, как заработать себе на жизнь, сколько о том, как выделиться, как стать не такими, как остальные. Это знаменательное изменение. И в дальнейшем все большее количество людей на планете будет обеспокоено не тем, как обеспечить свое существование. Люди сосредоточат свои усилия на том, чтобы выделиться. Это позитивное изменение, знаменующее движение мира в целом от амбиций к глобальному видению».

От дефицита — к изобилию, от изобилия — к ответственному потреблению

Все человеческие социумы в течение человеческой истории всегда выстраивались вокруг недостатка чего-то. Любое общество делилось на тех, кто имел доступ к дефициту, и тех, кто не имел. Естественный внутренний протест человека против такого порядка послужил в свое время основой для возникновения философии коммунизма. Садхгуру думает, что и здесь в настоящее время происходит перелом, смена ментальной модели, знаменующая переход к ответственному потреблению.

«Если и будет изобилие, главным станет вопрос ответственного потребления. В мире началась компания в поддержку запрета на использование одноразовой пластиковой упаковки. Пластики — это феноменальные материалы. Они могут использоваться многократно, тысячи раз. Но, как ни парадоксально, именно одноразовый пластик стал большим злом современного мира. Ежегодно производится 500 миллионов пластиковых бутылок, и все они выбрасываются. Если так пойдет, то лет через тридцать пластиковой упаковки в океанах будет больше, чем рыб. Это пример того, насколько пагубно изобилие при безответственном использовании. Но движение к осознанию человеком необходимости ответственного использования уже происходит. 
Сложность вторичного использования пластиковых бутылок связана, прежде всего, с тем, что на этих бутылках есть наклеенные этикетки, которые надо удалить перед вторичным использованием. Если, например, наносить надписи прямо на бутылки биоразлагаемой краской, эта проблема будет решена. Но, чтобы производители перешли на эту технологию, должно быть давление со стороны общества, общество должно проявить ответственность. Ответственность — главное слово для будущего. Все, о чем я говорю, — это движение от религии к ответственности, от ожидания решений от неба к поиску решений внутри себя. В условиях общества изобилия нужно существовать более осознанно».

Философия Садхгуру во многом основана на соединении духовных основ с простыми практическими решениями. Возможно, именно благодаря этой особенности, индийского мистика так часто приглашают в качестве консультанта в различные общественные и коммерческие организации. 

Мы стремительно движемся к новой реальности, и выдержать темп изменений очень сложно и отдельным людям, и компаниям, и целым странам. Из-за разрушения традиционных бизнес-моделей в период с 2000 года с рынка исчезла половина компаний из списка Fortune Global 500. В транзитном мире страны, не попавшие в число лидеров, быстро превращаются в доноров сырья, капитала, интеллекта для прорывных отраслей стран-лидеров. Как государствам, компаниям и людям не потеряться в новых условиях? 

Филантропия, поиск Бога, расширение границ сознания — это все хорошо. Но кто нас в течение всего этого переходного периода будет кормить, и чем мы будем зарабатывать на жизнь, когда всю работу начнут делать роботы? На этот вопрос гуру так и не ответил.