Во время Гайдаровского форума мы встретились с директором Центра государственно-частного партнерства, доктором политических наук, профессором кафедры управления проектами и программами РАНХиГС Людмилой Ильичевой.

Людмила Ефимовна, что вы можете сказать о роли и значимости Гайдаровского форума? 

Гайдаровский форум является большой серьезной коммуникационной площадкой, на которой ежегодно в начале года встречаются представители бизнеса, власти и общества с целью согласования интересов на предстоящий год. В отличие, возможно, от других коммуникационных площадок, здесь открыт доступ для участия большого представительства гражданского общества, этому немало способствует тот факт, что регистрация является бесплатной. Здесь зачастую звучат довольно резкие формулировки и оценки разрешения тех или иных проблем в регионах, здесь могут скрещиваться различные и даже противоположные мнения, проходить обсуждения, высказываться довольно интересные и новаторские предложения. В этом большая ценность этого форума. Конечно, подводятся итоги прошлого года: что произошло, какие были поставлены задачи, какие стратегии вырисовываются, кто впереди, на кого равняемся.

На кого же равняемся?

Впереди остаются наши особые зоны — Татарстан, Тюмень. И не потому, что они особо выделены кем-то, а потому что они приняли такое решение быть лучшими. Они лучшие, потому что они приняли стратегии развития своих регионов, в которых обозначили четко поставленные цели для своей территории, в том числе, разработав систему оценки эффективности деятельности каждого чиновника на каждом участке его работы.

Обсуждал на форуме или в обществе тоже? 

Не только. На сегодняшний день при принятии решений очень серьезно стоит вопрос планирования развития того или иного региона. Ни в коем случае нельзя это делать без общества. И в течение последних 10 лет ситуация такова, что, именно инициатива к диалогу с обществом идет со стороны органов государственной власти. 

Государством приняты: Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", представляющие механизмы реализации права граждан на участие в управлении государством. Дело теперь за обществом, проявлять инициативу и реализовывать одно из прав граждан РФ, закрепленное в ст. 32 Конституции, которая гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. К этому следует добавить и право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления, предусмотренное и Конституцией РФ (ст. 130), и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г.

Я занимаюсь изучением продвижения интересов в органы государственной власти уже в течение 25 лет. Моя докторская в 2002 году была первой в стране диссертацией на тему «Институционализация лоббизма в политическом процессе современной России: становление, приоритеты развития». Я занимаюсь изучением взаимодействия общества, бизнеса и власти долго и довольно серьезно, и конечно, вникла в эту проблему. И то, что буквально последние 10 лет в нашем государстве, руководством нашего государства настойчиво проводится политика включения гражданского общества в систему принятия решений, — это могу констатировать совершенно определенно. Общественность получает довольно широкие полномочия. Но это не значит, что она ими пользуется. Возможно, наша страна слишком большая, возможно, у нас такая ментальность, что все постоянно смотрят наверх и ждут решения от властных структур. 

Везде такая ситуация?

Нет, есть такие регионы, как Москва, Питер, большие регионы, Юг России. Сегодня вот на слуху Ставрополь. Они выходят на передовые позиции в области идей и подходов к управлению регионом, в том числе с помощью институтов гражданского общества.

Какова роль в этом процессе Центра, который вы возглавляете? 

Центр, который я возглавляю, Центр государственно-частного партнерства — объединяет ученых теоретиков и ученых, долго проработавших в бизнесе и защитивших свои диссертации по проблемам создания механизмов реализации государственных решений, которые минимизируют бюрократические проволочки. Работа центра строится на основе деятельности нескольких научных лабораторий, объединенных единой научной концепцией.

Одна из лабораторий, руководимая кандидатом политических наук Лапиным Андреем Викторовичем, работает над моделями стратегического развития регионов, одной из составных частей которых является проектирование государственно-частного партнерства между государством, бизнесом и обществом. Если такое партнерство состоится, оно и поможет сегодня продвинуться в экономическом развитии, и не побоюсь этого слова, выйти из кризиса наиболее быстрыми темпами. Мы с моими коллегами сейчас выбираем регионы, на которых будем проводить эксперимент. Я думаю, он будет краткосрочным. Потому что нужно двигаться очень быстро. Задумка в целом, и меня мои коллеги поддержат, в том числе и на Гайдаровском форуме, следующая: задача государства — вычленить проблемы и создать правила игры (т.е. принять законы) для их решения. На сегодняшний день я, как директор центра ГЧП, вам ответственно заявляю: при том законодательстве, которое сейчас существуют, весьма успешно можно работать. Можно создавать проекты государственно-частного партнерства на действующем законодательстве. И работать на нем. И государство не должно решать в регионе проблемы. Задача государства выделить эти проблемы, обсудить с бизнесом и обществом эти проблемы, совместно смоделировать проекты ГЧП, которые разрешат поставленные задачи.

Составляется дорожная карта, грубо говоря?

Да. Каждый предлагает свои возможности. То есть, государственные органы, бизнес и общество вместе формируют проекты, которые они реально могут сделать. Задача в том, чтобы бизнес был заинтересован оставлять деньги в регионе, а не увозить их на Кипр. Он их увозит не потому, что он плохой бизнес. Задача бизнеса изначально — получать прибыль, и поэтому он должен быть уверен, что эту прибыль бизнес обязательно получит в рамках проектов ГЧП в России. 

Поэтому, когда вычленяется проблема, приглашаются бизнес и общество, они вместе формируют проекты государственно-частного партнерства, вместе обсуждают условия — кто чем вкладывается. После оцифровки этих задач происходит формулировка технического задания и вынесение на торги. Безусловно, задача государства, на мой взгляд, создать такие правила игры, чтобы бизнес был уверен, что конкретно он получит в результате реализации проектов.

Но у каждого региона свое видение, куда они идут, какие у них цели. А государство должно, по идее, определить общий вектор, или нет?

Не у всех регионов есть это видение. У нас есть закон о стратегическом планировании. Но, к сожалению, нет механизма реализации этого закона. И вот над этим трудятся умы в нашей академии. Сейчас есть ряд предложений по механизмам реализации закона, которые мы готовы апробировать на том или ином регионе… 

И все-таки я завершу тему ГЧП. когда люди сами моделируют проекты, и они могут оценить возможности участия в них, и что из этого получится, тогда этот проект живой. Если вы были на прошлом Гайдаровском форуме, то ровно год назад прозвучала такая тема о том, что большой процентов средств, которые выделило государство на проект ГЧП, а по Крыму — 90 процентов, вернулись обратно в казну. Здорово? То есть регионы не смогли отработать эти проекты ГЧП. Хотя они очень нужны. Это сейчас одна из основ продвижения экономики.

А в чем причина? 

Скажу. Потому что на тот период не было участия регионов и институтов гражданского общества в формировании проектов. Регион сам должен определять, какой проект ему нужен. Как раз об этом и шла речь год назад. Поэтому кардинально год назад изменили подход. 

Наверно, для этого должны быть лидеры на местах?

Да. Я в мае была на Пятигорском экономическом форуме. И там как раз шла речь о том, что губернатор Ставропольского края загорелся идеей ГЧП. И весь регион вокруг него объединился. Сейчас думают, как это реализовывать, приезжают, учатся изо всех сил. А как они с общественностью работают! У них общественность инициирует выделенные проекты, со своей стороны гарантирует и контроль, и исполнение. Для меня было открытием, что они так плотно с обществом работают. И люди ожили — что-то придумывают, моделируют. И Гайдаровский форум очень важен, и Красноярский, и Сочинский, -это серьезные коммуникационные площадки между государством, бизнесом и обществом, которые действительно работаю и дают серьезный результат.

Но Гайдаровский форум особенный!

Да, здесь сняты ограничения по регистрации, сюда прямой доступ. Здесь все министры правительства России, все губернаторы принимают участие, все в открытом доступе и на контакте с гражданским обществом. И так ежегодно. Любой может принять участие. В этом особая ценность Гайдаровского форума.

Ваши студенты участвуют?

Конечно. Перед вами здесь у меня сидели студенты из моей группы заочного отделения. Это у нас такой специализированный набор — действующие депутаты законодательного собрания регионов. Они знают, что такое бизнес, они знают, что такое заработать деньги. И они что-то уже делают важное в своих регионах. Моя задача им помочь. Они пришли сюда повысить свою квалификацию на нашу программу «Экономическая политология». Многие из них уже кандидаты наук, в том числе, экономических. Но они на сегодняшний день ощущают нехватку знаний в области взаимодействия бизнеса, власти и общества. Их интересует, как можно это сделать грамотно, какие существуют технологии, что уже можно использовать. 

Но при этом вы помогаете, я так понимаю, еще и юным талантам?

Мы работаем с молодежью, потому что молодежь инициативна. Я работаю в основном со студенческой молодежью, но так случилось, что мы работаем и со школьниками. Потому что один из основных наших проектов — «Россия в 21 веке. Политика. Экономика. Культура», очень востребован в среде учащейся молодежи, а также педагогов школ.

12 лет назад к нашей академии обратился ректор Высшей школы международных исследований Польши. Он попросил нас представить Россию в единой книге для того, чтобы всю информацию можно было найти в одном месте. И мы сделали этот совместный проект. Я и мой уважаемый коллега, профессор В.С. Комаровский являемся редакторами этого проекта, а всего в составе коллектива авторов — 40 ученых. Смысл этого проекта в том, чтобы донести до зарубежных читателей образ современной России, как с политической стороны, так и со стороны экономики, и культуры. Книга, на наш взгляд, очень полезна тем, что Россия в ней представлена такой, какая она есть на сегодняшний день. Проблемы не замалчиваются, но подаются настолько корректно, что не вызывают негативного отношения к стране. Каждую статью писал ученый, являющийся общепризнанным экспертом в своей области. И каждая статья заканчивается сценарием развития по тому или иному направлению. «Россия в 21 веке. Политика. Экономика. Культура» издана в виде учебника для студентов ВУЗов, учебный курс с аналогичным названием введен в качестве обязательной дисциплины на программе магистерской подготовки «Экономическая политология» ИГСУ РАНХиГС. 

Книга переведена на несколько языков. Она переведена на польский, издана в Польше. Переведена на чешский, и издана в Праге. Почему первыми пошли славянские страны? Для налаживания взаимоотношений России с этими двумя странами. У нас особые отношения с ними. Потому что это сложные страны в плане выстраивания международного взаимодействия, но с их стороны мы также ощущаем интерес к России.

В каком смысле?

Чехи — очень своеобразная нация. С одной стороны, они все время Россию воспринимают с точки зрения пропаганды, боятся ее. А с другой стороны, они всегда имеют свое мнение. Даже такой интересный факт. (Я с Чехией уже долгое время работаю, уже 15 лет.) Вот представьте, страна на протяжении нескольких веков находилась то под тем, то под иным протекторатом. И каким образом это маленькое государство с этим народом сохранило на сегодняшний день 90 процентов атеистов у себя на территории? А это ключ к пониманию этой страны и этих людей. Они всегда имеют свое мнение, как-бы на них не воздействовали. И для меня было особо ценно то, что чешские ученые и журналисты, прочитав нашу книгу, ее перевели и издали, не увидев никакой пропаганды. Россией интересуется огромное количество людей. 

На английский не переводилась? 

Сейчас переводится. 

Я возглавляю московское региональное отделение политической науки. Мы являемся частью российской ассоциации политической науки (РАПН). Я уже на трех конгрессах Всемирной ассоциации политической науки представляла проект «Россия в 21 веке». Конечно, каждый раз непросто представлять нашу страну в условиях агрессивной внешнеполитической среды. Но за три конгресса (а они проходят с периодичностью в два года) я не услышала ни одного негативного вопроса. А нам поступает по 800 вопросов! Зарубежные коллеги проявляют большой интерес к России и хотят узнать ее. В прошлом году на наш доклад в Познани прибыли 70 стран! И я вас еще больше удивлю: 16 университетов мира имеют факультеты, которые готовят специалистов по России. А еще 14 университетов собираются такие факультеты открыть. И от ряда университетов мы получили запросы на издание книги «Россия в 21 веке: Политика. Экономика. Культура».

Правительства каких стран это финансируют? Кого это интересует?

Это интересует прежде всего бизнес. Они хотят зайти в российские регионы. Для этого им нужно понимать нашу страну.

Какие регионы их интересуют?

Их интересует российская глубинка, регионы, где экономика требует развития. И они готовы заходить туда со своими инвестициями. Очень большой интерес проявляют инвесторы из Латинской Америки. Их интересует рынок сбыта своей продукции. Например, бразильское мясо…

Китай еще не освоил эти регионы?

Вот они и торопятся! Это, конечно, интересно. Я могу изнутри наблюдать отношение к нам различных стран. Одно дело — битва в СМИ, которая отражает взаимоотношения между правительствами, построение отношений. А другое дело — на уровне человеческих, научных связей. Вот у меня в Фейсбуке в друзьях 200 ученых — моих коллег из разных стран: американцы, поляки, чехи, болгары, другие страны. Мы внутри экспертного сообщества, общаемся между собой, обмениваемся мнениями. И эти мнения, зачастую, совершенно разнятся с позициями официальных правительственных кругов тех стран, которые осуществляют нападки на Россию. В общем, у всей Европы сегодня большая ностальгия по хорошим отношениям с России. Просто жесточайшая. 

А если говорить о Гайдаровском форуме. Он же международный. Международное сотрудничество на площадке этого форума приносит свои плоды? 

Каждый раз форум переполнен. Конечно, к нему очень большой интерес, и иностранных гостей, и российских коллег. Есть что обсуждать, и есть с кем обсуждать. Думать, какие планы строить. Поэтому, конечно, от него есть польза. И, прежде всего, еще раз подчеркну, потому что он очень открытый. Многие предложения, прозвучавшие на форуме, достаточно быстро реализуются.

Ну, хорошо, поговорили, что дальше? Какие-то изменения после этого происходят? 

Конечно, происходят. Когда здесь, на этой площадке что-то заявляется, это безусловно, воспринимается как проблема. Каждый регион или министерство ставят задачу перед своими сотрудниками для реализации, и думают, как эту проблему решить. После прозвучавших здесь предложений подключается депутатский корпус, который инициирует поправки в законодательство. Каждая площадка форума выгружает итоги. Я вот в прошлом году с молодежной площадкой работала. И сейчас мы видим привлечение молодежи к участию в разработке Стратегии 2035. Я вам хочу сказать, Совет Федерации очень поддерживает молодежные инициативы. И в прошлом году в течение года четыре раза депутаты и члены Совета федерации выезжали в регионы, выходили в школы, проводили уроки современной истории России. Что из себя представляет Россия, как она развивается, что представляют собой внешнеполитические интересы России, почему политика вокруг Крыма такова? И т. д. Они объясняли это детям. И ребята требуют, чтобы у них это было на постоянной основе. Они хотят понимать, что происходит в стране. Так что дети наши замечательные, на мой взгляд, подрастает здоровое поколение, которое хочет жить в нашей стране и хочет работать и зарабатывать в ней.

Они чувствуют ответственность за страну с детства?

Чувство патриотизма для русских характерно. Они хотят жить в своей стране, хотят иметь социальные гарантии. Они не хотят сидеть на шее у государства, они хотят в нем работать и зарабатывать деньги. Совершенно нормальное молодое поколение. Наша задача — дать им эти возможности. Я стала ездить по молодежным форумам, которые проходят в регионах: «Алтай. Точки роста» и другие. Вы знаете, регионы проводят очень большую работу. Ребята приезжают с конкретными социальными проектами. Они не просят денег на проект. Они привозят на конкурс уже работающие проекты. И получают поддержку на дальнейшее развитие. Они довольно серьезные вещи делают. И конечно, мне просто радостно на душе. Это надо развивать, об этом надо говорить. А то что получается? По результатам опросов 2016 года, проведенном НКО «Институт развития местных сообществ», процентов 30 школьников Дальнего Востока хотят уехать из страны. На вопрос «Почему?», ответа нет.

Они не видят социальных лифтов?

Они не видят перспектив развития в регионах. А та молодежь, с которой я работаю, их усилия направлены на то, чтобы раскачать регион вместе, чтобы удержать свою молодежь, показать им перспективу, дать какие-то точки роста действительно. И мне приятно с ними работать. И так приятно видеть, как они работают со школьниками. Вот таким образом и я вышла на школьников.

Текст: Роксолана Черноба