28 ноября ушел из жизни академик Николай Лавёров. В редакцию журнала «Редкие земли», у истоков создания которого стоял Николай Павлович, продолжают поступать письма от его друзей и коллег. Сегодня мы получили письмо от Зигфрида Хеккера — знаменитого американского физика-ядерщика, профессора Стэнфордского университета, бывшего директора Лос-Аламосской лаборатории.

«Я пишу, чтобы выразить свое глубокое соболезнование родным и близким Николая Павловича Лаверова и в память о его жизни. Академик Лаверов был гигантом среди мировых ученых и инженеров, и одним из самых замечательных людей, которых я знал.

Впервые я познакомился с Николаем Павловичем в 2001 году в Москве на конференции по оценке рисков, связанных с терроризмом, организованной Российской и Американской академиями наук. Я возглавлял американскую делегацию, а Николай Павлович помог созвать весьма внушительную делегацию российских ученых, инженеров, военных и правительственных чиновников. Это было начало 15-летних профессиональных отношений.

В течение следующих шести лет мы ежегодно созывали такие конференции в Москве и Вашингтоне. Они представляли собой высокую точку развития российско-американского сотрудничества в целях предупреждения терроризма, в том числе ядерного терроризма. Николаю Павловичу всегда удавалось привлечь к участию лучших и наиболее информированных российских специалистов. Каждая из конференций сопровождалась изданием трудов конференции.

Более 10 лет я каждый год встречался с Николаем Павловичем в его рабочем кабинете в здании Российской академии наук на Ленинском проспекте. Его офис представлял собой сочетание классной комнаты и музея — там были представлены геологические карты России, фотографии космоса, модели динозавров. Каждый из этих предметов мог быть достоен лекции Николая Павловича. Он рассказывал мне о своей ранней работе по разведке урана, и не только в России, но и в таких местах, как Северная Корея и Куба. Он объяснял подробности программ сотрудничества с Соединенными Штатами в космосе и по изучению Арктики. Он был главным научным советником Комиссии Гор-Черномырдин. Он всегда был готов компетентно говорить о ядерных проблемах, так как в течение некоторого времени возглавлял Научно-технический комитет Министерства по атомной энергии (позже Росатома).

В ходе многих совместных обедов в Москве или Вашингтоне мы узнали о семье Николая Павловича и его любви к Архангельской области. Он увлекательно рассказывал о русской истории и культуре. Он был человеком многих талантов и бесконечной энергии и энтузиазма. Он верил в ценность международного научного сотрудничества и относился с особым вниманием к российско-американскому сотрудничеству.
Моим коллегам в Америке и мне будет не хватать Николая Павловича. Но мы также считаем, что нам выпала удача знать его и иметь возможность называть его нашим другом. Мы благодарим его за все, что он сделал, чтобы мир стал лучше».

Зигфрид С. Хеккер, Стэнфордский университет и Национальная лаборатория в Лос-Аламосе