Отходы горного производства являются уникальным источником многих ценных редких металлов. Эксплуатация техногенных месторождений позволит поддерживать требуемый уровень производства металлов даже при значительном снижении объемов добычи металлических руд. Основная проблема промышленной добычи техногенных полезных ископаемых в России в настоящее время заключается в отсутствии эффективной нормативно-правовой базы и полного достоверного реестра техногенных месторождений.


Вержанский Александр Петрович генеральный директор НП «Горнопромышленники России», горный инженер, доктор технических наук, профессор. Имеет более 70 публикаций, посвященных горным машинам и технологии горного машиностроения, 4 патента РФ на изобретения.

14 марта 2016 года состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» по вопросу «Развитие промышленной переработки техногенного сырья в России». В заседании приняли участие депутаты Госдумы России и члены Высшего горного совета, руководящие работники федеральных министерств и ведомств, промышленники и предприниматели, руководители предприятий горного машиностроения, академики РАН и представители корпоративных научных учреждений. Участники заседания отметили, что дальнейшее развитие самой горной промышленности невозможно без своевременного воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ). Эта проблема актуальна для многих стран мира. При возрастающей потребности общества в сырье для металлургии и других перерабатывающих отраслей возрастает потребность в количестве, а главное, в качестве минерального сырья. В то же время наиболее богатые месторождения во многом исчерпаны, снижается качество руд, ухудшаются условия их эксплуатации. Часто разработки ведутся на глубинах 1 км и более.

 

Господство на сырьевом рынке фактически становится «жесткой силой», которая может быть использована в качестве рычага для экономического и политического нажима. Неслучайно ведущие экономики мира всё чаще рассматривают доступность к минеральному сырью в качестве критически важного фактора экономического роста. Пример этому — доминирование Китая на рынках редкоземельных элементов (РЗЭ), которые являются основой для инновационной гражданской и военной техники. При потреблении редких земель в конечных продуктах в России приблизительно в 2–3 тыс. тонн в год, примерно 95% потребностей российской промышленности удовлетворяется за счет импорта концентратов РЗЭ из Китая.
Отмечающийся в последние годы в мире и в России рост добычи энергоносителей, а также некоторых металлических и нерудных полезных ископаемых обостряет проблему прироста запасов, особенно по ряду ценных редких и цветных металлов. В Российской Федерации, помимо недостаточного объема геологоразведочных работ, низкая обеспеченность горной промышленности минеральным сырьем во многом зависит от неблагоприятных экономико-географических условий разработки месторождений полезных ископаемых. Возросшие расходы на электроэнергию, а также на транспортировку минерального сырья делают их нерентабельными. Поэтому и в мире, и в России всё более актуальной становится проблема ввода в эксплуатацию техногенных месторождений, тем более, что по некоторым видам полезных ископаемых (марганец, бокситы, редкоземельные металлы и др.) отечественная экономика находится в сырьевой зависимости от импорта.
Самые прогрессивные технологии добычи и переработки минерального сырья в среднем по миру позволяют использовать не более 3% горной массы, извлеченной из недр, остальная идет в отходы. Только при обогащении комплексных руд теряется до 50% цветных металлов, а получению 1 тонны цветных металлов сопутствуют 1–3 тыс. тонн вмещающих и вскрышных пород и до 100 тонн хвостов обогащения. Отечественные горные предприятия ежегодно складируют на поверхности около 5 млрд тонн вскрышных и отвальных пород и примерно 700 млн тонн поставляют в отвалы обогатительные фабрики. В настоящее время в Российской Федерации накоплено около 80 млрд тонн отходов, в том числе более 2 млрд тонн золы ТЭС, ТЭЦ, ГРЭС, шлаков черной и цветной металлургии.

 

В Европе проблеме переработки отходов уделяется большое внимание. Например, в 1990 году европейскими производителями электро-энергии была основана Европейская Ассоциация продуктов сжигания угля (ЕСОВА). Члены ЕСОВА рассматривают угольную золу, произведенную на угольных электростанциях, как ценное сырье и строительный материал, которые могут использоваться совместимым с окружающей средой способом. В России же ежегодно сжигается 250 млн тонн угля, вследствие чего наша страна находится на третьем месте в мире по производству золы (более 30 млн тонн в год). Под хранение золы шлаковых отходов ТЭС в России отчуждено более 20 тыс. кв. км земельных участков, на которых хранится 1,3–1,5 млрд тонн шлаков. Наибольшие объемы отходов сосредоточены в Уральском федеральном округе (на долю Свердловской области приходится до 30% отходов в РФ), районе Курской магнитной аномалии, Тульской и Рязанской областях. Отходы горного производства являются уникальным источником многих ценных редких металлов. Основной источник получения германия — зола ТЭЦ; рения — пыль обжига молибденовых концентратов; селена и теллура — отходы переработки сульфидных медных руд; кадмия, таллия, индия — полиметаллических руд; галлия — отходы переработки бокситов и нефелинов. Кроме того, из техногенных месторождений можно получать методом выщелачивания цветные металлы, в том числе извлекать из отвалов до 30% меди. Необходимость разработки техногенных месторождений объясняется и экологическими аспектами. В отходах минерального сырья накапливается значительное количество токсичных и потенциально опасных элементов, таких как ртуть, мышьяк, бериллий, марганец, хром, кадмий, таллий и др. Примеры вовлечения отходов в промышленный оборот немногочисленны. Осуществляется доизвлечение ценных компонентов из отходов обогащения хибинских апатитовых месторождений в Мурманской области (апатитовый и бадделеитовый концентраты) и лежалых хвостов Джидинского ГОКа в Бурятии (минералы вольфрама). В Северо-Западном федеральном округе реализован проект вовлечения в комплексную переработку лежалых отвалов гранитного сырья с получением высококачественного товарного щебня — сырья для строительной промышленности. На Дальнем Востоке разработаны проекты доизвлечения россыпного золота из песчаных отвалов с получением концентрата, содержащего до 95% золота. Скальные породы вскрыши используются для получения строительного щебня, при производстве бетона, для рекультивации хвостохранилищ или карьеров; пески — в производстве силикатного кирпича, в строительных работах и литейном производстве; мел — в производстве извести, цемента, удобрений, красок, как сырье для химической, бумажной, пищевой и парфюмерной промышленности. Помимо этого отходы обогащения используются для производства силикатного кирпича, керамической плитки, черепицы, бетона и других строительных материалов. В то же время в России есть примеры успешной работы ряда научно-производственных объединений, осуществляющих не только разработку, изготовление, внедрение и сервис своего оборудования, но и трансферт собственных инновационных технологий за рубеж. Убедительным примером такой деятельности является НПО «РИВС» из Санкт-Петербурга. Компания не только продает свое оборудование в 15 стран мира, но и внедряет за рубежом более 50 собственных запатентованных технологий обогащения. НПО «РИВС» инвестирует значительные средства в собственные научно-технические центры, как в России, так и в других странах мира. Этот стратегический подход реализован на одном из крупнейших в мире ГОКов — совместной монголо-российской компании «Эрдэнэт». В настоящее время разработаны технологии извлечения из минерального сырья и отходов многих ценных металлов, прошедшие лабораторные и полупромышленные испытания. Но в целом, комплексная оценка попутных полезных компонентов, содержащихся в основных полезных ископаемых, проводится недостаточно, а накапливаемые отходы добычи минерального сырья используются в малых объемах. В первую очередь необходимо создать государственный реестр техногенных образований, используемых для целей недропользования, как систематизированный свод документированных сведений о собственниках отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, о составе и планируемом использовании техногенных образований. Одной из причин малого вовлечения техногенного сырья в переработку являются высокие затраты на извлечение металлов, сопоставимые с затратами на добычу традиционных полезных ископаемых и даже превышающие их. К числу факторов, увеличивающих затраты на разработку техногенных месторождений и определяющих отсутствие заинтересованности потенциальных инвесторов в их разработке, относятся:
— более низкое качество техногенного сырья по сравнению с природными месторождениями;
— сложность и высокая стоимость извлечения твердых компонентов, обусловленные физико-химическими свойствами сырья;
— невостребованность определенных видов сырья при наличии существенных объемов;
— экологические риски. Среди факторов, способствующих снижению затрат на освоение техногенных месторождений, следует отметить:  расположение отвалов и отходов в районах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой;
— размещение техногенных месторождений не в недрах, а преимущественно на земной поверхности;
— раздробленное состояние горной массы;
— развитие новых технологий добычи и переработки минерального сырья;
— рост цен на товарную продукцию;
— наличие горнодобывающих и перерабатывающих мощностей. С точки зрения правового регулирования, основной проблемой для вовлечения в разработку техногенных запасов является приравнивание их разработки к пользованию недрами, со всеми процедурами, предусмотренными Законом РФ «О недрах» и связанными с постановкой запасов на государственный баланс запасов полезных ископаемых: утверждение нормативов потерь, получение горного отвода, лицензий на маркшейдерские работы, составление ежегодных планов горных работ и т. д.
В ряде случаев распространение на отвалы и отходы горнодобывающей промышленности норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» противоречит решению задач комплексной их переработки. Так, отнесение всей горной массы отвалов к отходам влечет за собой необходимость внесения платы за обращение с отходами, однако сама горная масса в дальнейшем может вовлекаться в хозяйственную деятельность, и, таким образом, пользователь недр обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении не отходов, а общераспространенных полезных ископаемых, при том, что переход права собственности из государственной в частную имеет место только в отношении основного полезного ископаемого. Нечеткость формулировок Налогового кодекса Российской Федерации в данной ситуации может привести к налогообложению уже использованных вскрышных пород.
При условии полного вовлечения в хозяйственный оборот полезных компонентов техногенного сырья увеличение объемов производимой в Российской Федерации промышленной продукции могло бы составить около 10 трлн руб. Что это даст бюджету? За весь период разработки данной категории техногенных запасов необходимо будет внести в бюджет в виде налогов около 300 млрд руб., или около 20 млрд руб. в год. Указанная годовая величина налогов сопоставима с суммой налогов, поступающих от всего сектора добычи цветных металлов.
Существенный экономический потенциал сосредоточен во вскрышных и вмещающих породах. Помимо содержащихся в них полезных компонентов указанные породы представляют собой самостоятельную группу сырья, используемого в строительной промышленности. В отраслях по добыче твердых полезных ископаемых накоплены десятки миллиардов тонн отходов, и учитывая, что для производства строительных материалов пригодны до 70% отходов, их вовлечение в разработку, по приблизительным оценкам, позволит увеличить стоимость производимой промышленной продукции на сумму порядка 6 трлн руб. В действующих условиях налогообложения этому будет сопутствовать уплата налогов в сумме более 200 млрд руб. При вовлечении в хозяйственный оборот отходов промышленности нерудных строительных материалов, оцениваемых в 2012 году в 263 млн тонн, налоги составят около 1 млрд руб.
Значительные запасы цветных, драгоценных и редких металлов содержатся в альтернативных источниках минерального сырья. Так, по экспертной оценке, только в высокомолекулярном сырье Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения содержание указанных металлов составляет до 12 кг/т. При прогнозных оценках геологических запасов сырья в этом месторождении в 2,59 млрд тонн стоимость металлов за весь период разработки соответствующих запасов может составить приблизительно 5 трлн руб., или 20% по отношению к стоимости добытых углеводородов. Налоги при этом могут достигнуть 200 млрд руб. Таким образом, техногенные запасы могут дать ежегодный прирост ВВП порядка 2 трлн руб.


В действующей системе налогообложения добывающих отраслей налоговые послабления и стимулы для рационального использования отходов добычи и переработки существуют только в механизме налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сдерживающим фактором для развития этого направления производственной деятельности является необходимость уплаты налогов в таком же порядке, как и при добыче полезных ископаемых из природных высокоэффективных запасов минерального сырья.
Острота и значимость проблемы изучения, освоения и комплексного использования ресурсного потенциала техногенных месторождений в интересах экономического развития России требуют незамедлительного принятия мер для преодоления отставания законодательной базы от потребностей страны. Если сейчас не изменить сложившуюся ситуацию, то в будущем это может привести к серьезным последствиям для геополитических интересов России и ее национальной безопасности. Для создания мотиваций разработки техногенного сырья необходима государственная координация всех российских участников процесса освоения техногенных месторождений, как со стороны федеральных и региональных органов власти, так и со стороны горного бизнеса и науки. Однако в настоящее время наблюдается крайняя инертность, разобщенность действий таких организаций, отсутствие централизованного подхода к проблеме на уровне государства.


По итогам заседания Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшим горным советом НП «Горнопромышленники России» выработаны рекомендации Правительству Российской Федерации, которыми предлагается ускорить подготовку и внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств», направленный на совершенствование правового регулирования в сфере использования техногенных образований.

 

На правительственном уровне необходимо принять меры к реализации централизованного государственного подхода к освоению техногенных месторождений. Для этого Правительству страны рекомендовано с целью координации действий по комплексному освоению и вовлечению в хозяйственный оборот минерально-сырьевых ресурсов техногенных месторождений образовать межведомственную рабочую группу с участием представителей Комитета Госдумы России по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Высшего горного совета для решения следующих задач:
— оценка резервов и перспектив расширения минерально-сырьевой базы России за счет вовлечения в хозяйственный оборот техногенных месторождений;
— мониторинг многофакторного влияния на окружающую среду (экологическое загрязнение, отчуждение земель, необходимость восстановления ландшафтов, очистка загрязненных вод и предотвращение загрязнения воздушной среды);
— изучение технологических особенностей отработки техногенных месторождений;
— комплексная оценка целесообразности и эффективности вовлечения конкретных техногенных месторождений в минерально-сырьевую базу страны;
— составление кадастра техногенных месторождений по основным горнодобывающим регионам и разработка обязательных параметров их оценки и учета;
— картирование и доразведка первоочередных техногенных месторождений с выделением объемов и полезных компонентов;
— создание новейших отечественных промышленных технологий и оборудования для комплексного извлечения полезных компонентов из техногенного сырья;
— подготовка законодательной и нормативной базы, определяющей основу для стимулирования освоения техногенных месторождений;
— обеспечение согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций в области комплексного освоения техногенных месторождений.
Конечным итогом деятельности межведомственной рабочей группы должен стать проект Федеральной программы освоения минеральных ресурсов техногенных месторождений.