Заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский за технические новации при освоении Арктики, но призывает с осторожностью относиться к новациям в арктическом законодательстве.

Конференция по экономическому развитию Арктики стала финальным аккордом Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. В кулуарах его так и называли — арктический день. Будущее этого холодного региона порой вызывает горячие споры — например, как лучше осваивать Арктику и не навредить хрупкой экологии региона? Последняя (по времени, но не по важности) панельная сессия Арктической конференции была посвящена Северному морскому пути. Выбор темы понятен — ведь СМП в высоких широтах практически единственная крупная транспортная артерия, а без инфраструктуры говорить о развитии региона не приходится.
После завершения основной части дискуссии, на вопросы журнала «Редкие земли» ответил заместитель Министра транспорта России, глава Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский.

— Виктор Александрович, в дискуссии поднимался вопрос об использовании дронов и беспилотников для получения свежей информации для навигации по Северному морскому пути. Ваше мнение — это перспективно?
— Я не вижу особых препятствий для использования дронов в Арктике. Ограничения для них будут те же, что и для авиации — суровый климат, работа в низких температурах… Но если самолеты как-то летают при -40 С, то почему беспилотникам не летать? Конечно, БПЛА придется специальным образом готовить к эксплуатации, но в целом, мне идея кажется перспективной, хотя бы потому, что дрон в разы дешевле вертолета или самолета. 
При этом, нельзя забывать, что ледовая разведка — это целый комплекс мероприятий и дроны не заменят ни полярной авиации, ни спутникового мониторинга. Но свои задачи они вполне могут выполнять. Как правило, речь идет о сиюминутной и локальной разведке ледовой обстановки. Тут с дроном, запущенным непосредственно с судна, по эффективности решения задачи мало что может сравниться. Например, небо над Арктикой довольно часто закрыто облаками и бывают моменты когда картинка со спутника просто не имеет практического применения. С другой стороны, если нужно составить прогноз, и проанализировать движение больших масс льда — это задача для спутника, а не для беспилотника. 
Кое-где БПЛА уже применяются для ледовой разведки, но надо ли увеличивать их количество — не знаю, надо считать экономику. Я считаю, что все должно быть целесообразно, «дроны ради дронов» — не наш подход.
— Сейчас много говорят о создании арктического законодательства. Каким оно должно быть на ваш взгляд, какие вопросы регулировать?
— Знаете, я наверное выскажу не очень популярную точку зрения. Тут как с дронами — закон ради закона не нужен. Закон должен быть ответом государства на запрос со стороны бизнес сообщества, которому не хватает нормативных инструментов, чтобы успешно действовать в той или иной сфере. У меня иногда возникает ощущение, что мы пытаемся бежать впереди паровоза. Иногда федеральные органы пытаются оказать обществу или бизнесу услугу, о которой никто не просит. Это опасно, потому что услуга может оказаться «медвежьей». Я сам почти 25 лет был в бизнесе, а последние семь лет работаю в Минтрансе. Представляю и как "там" и как "здесь". Бизнес всегда попросит, когда ему что-то нужно. Зачастую лишнее нормотворчество больше вредно нежели полезно. Всегда нужно помнить, что лучшее — враг хорошего. Одно дело — идея законопроекта, другое дело — её реализация.
— Ну, многие, наверное, не отказались бы подкорректировать правила игры в Арктике. Экологи, например...
— Экологическое законодательство у нас достаточно совершенно, и каких-то географических исключений не должно быть. Почему отношение к экологии в Арктике должно отличаться от отношения к экологии в Тверской области? Плавание по Севморпути регулируется морским правом. Есть международные соглашения и конвенции — тот же MARPOL — которые регулируют и вопросы загрязнения окружающей среды. Там все написано, что можно, что нельзя. Очень жестко. Да, Арктика — очень чувствительный регион, это действительно так, но очень многое из того, что касается законов, уже сделано, причем сделано международными институтами. 
Я не говорю, что в Арктике совсем не осталось мест для законотворчества. Просто призываю помнить, что законодательство это общая норма. В этом смысле уже достаточно много урегулировано. Нет ничего хуже постоянного изменения законодательства и правил игры.