Три века назад государь России Петр Первый «прорубил окно» в Европу и «сухопутная» Россия стала морской державой. В те далекие времена национальные права на судоходство на Балтике необходимо было не только заявить, но и отстоять непосредственным применением «топора» - армии и флота. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» от 2 мая 2014 года, создал новую «сухопутную» территорию – российскую Арктику, в которой в соответствии и с наименованием документа, и с его содержанием никаких морских акваторий нет.

Об этом парадоксальном результате правотворчества профильного ведомства – Минрегиона России – наш журнал дважды писал на своем сайте в материалах «В ночи арктического законодательства забрезжил свет» и «Никакого Северного морского пути в Арктической зоне Российской Федерации нет!». Об этом говорилось в стенах Совета Федерации.
Для того, чтобы российская Арктика перестала быть «сухопутной» и вышла на оперативный простор арктических морей уже не нужно прорубать окна во внешних, окружающих Россию стенах. Его нужно прорубить в собственном внутреннем законодательстве. Но до сих пор, уже через полтора года после принятия указа, уполномоченные органы государственного управления проблему упорно не видят и решать ее не торопятся. Свидетельством этому стал недавно утвержденный протокол совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 20 ноября 2015 года № 4 в разделе I, пункт 5 предусматривает: «…в срок до 15 января 2016 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения по уточнению южной границы Арктической зоны Российской Федерации».
О сложившейся ситуации с определением состава Арктической зоны Российской Федерации рассказывает специальный корреспондент нашего журнала, член Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Михаил Жуков.

Нелепое, неграмотное название указа и его заведомо конфликтное содержание, демонстративно несправедливое к республикам Карелия и Якутия, естественно приковывают внимание, фокусируя на себе критику, на которую сотрудники Минрегиона не реагировали вплоть до ликвидации ведомства в сентябре 2014 года. Это обстоятельство как бы маскирует главный результат – вынесение за нормативно установленные пределы Арктической зоны России ее «станового хребта» - Северного морского пути вместе с мелководным шельфом прибрежной зоны, на котором недропользование наиболее перспективно, так как наименее затратно. Первоначально ничто не предвещало возникновение такой ситуации. Вплоть до июля 2013 года состав Арктической зоны России, разрабатываемый Минрегионом России совместно с межведомственной рабочей группой (картосхема 1) был согласован с регионами и серьезных нареканий не вызывал. Не вызывал нареканий и проект наименования акта Президента России: «Об Арктической зоне Российской Федерации», позволяюший подразумевать территориальное море и внутренние воды в составе Арктической зоны России по умолчанию. Но уже в августе 2013 года все резко изменилось. Взаимодействие с экспертами рабочей группы было нарушено и неожиданно для всех появился вариант (картосхема 2), по поводу которого специалист-арктиковед Географического факультета МГУ Виктор Крайнов сказал автору: «Была у нас мичуринская биология, а теперь - мичуринская география. Я не знаю, как буду все это объяснять студентам».
«Мичуринское творчество» в географии начала еще первая команда Минрегиона, когда, следуя за штампами журналистов (граница – наглядный образ, а состав – бюрократический термин), сама употребила понятие «южная граница Арктической зоны Российской Федерации» при подготовке проекта поручения Правительства. Когда им разъяснили ошибку, они согласились, но сказали: «Не переписывать же теперь поручение. Будем работать с тем, которое есть». Максимум того, что удалось добиться – употребление понятий «граница» и «состав» в документах одновременно и определение на практике Арктической зоны России через перечень включенных в нее территорий, а не перечень поворотных точек очень длинной и ломаной линии «границы», к чему время от времени дело начинало клониться и что удавалось своевременно предотвращать посредством разъяснения вопроса очередной команде Минрегиона. В итоге, географы-арктиковеды буквально «проели плешь» сотрудникам Минрегиона, а теперь уже и Минэкономразвития, объясняя, что никакой «южной границы» Арктики в природе нет. Это давно и многократно описано, тексты собраны на специально созданный для сотрудников ведомств Интернет-сайт «Арктика сегодня» (http://arcticregion.ru/, http://www.arctic-today.ru/), о котором участники процесса были многократно проинформированы (на сайте журнала проблема рассмотрена в материале «В ночи арктического законодательства забрезжил свет»). Тем не менее, чиновники действовали и действуют ныне так, будто они ничего об этом не знают и продолжают упорно искать «фиктивную сущность», что позволяет им год за годом проваливать порученное дело. Не способные спорить, они просто упорствуют в сохранении заведомо неэффективных подходов к решению возложенных на них задач.
Акватории территориального моря и внутренних вод оказались вне пространственных пределов Арктической зоны России без всяких на то правовых оснований и государственной необходимости. В соответствии с ратифицированной Россией Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и Федеральным законом от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» морской границей России является внешняя граница территориальных вод. Нет никаких оснований исключать указанные акватории из состава Арктической зоны Российской Федерации, и никто никогда этого не требовал. Проблемы имели место с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утверждены Президентом России Д.А. Медведевым 18.09.2008 № Пр-1969), где в разделе 1 дается определение Арктической зоны России и указывается, что в нее входят: «…исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом». Нужно уточнить, что Российская Федерация имеет на этих акваториях лишь ограниченные суверенные права, очерченные Конвенцией ООН по морскому праву.
Протесты других государств были связаны с опасениями, что в состав Арктической зоны России внутренним законодательством будут включены акватории за пределами государственной границы России, что воспринималось как экспансия. В этой связи Департамент информации и печати МИД России вынужден был пять дней спустя – 23 сентября 2008 года дать официальные комментарии, в которых было сказано следующее: «Речь идет о новом федеральном законе, который четко закрепил бы то, какие именно субъекты Российской Федерации образуют Арктическую зону страны, на которую будут распространяться меры по их социально-экономическому развитию, о которых говорилось на заседании Совета Безопасности.
Этот закон не относится к вопросу об уточнении внешней границы континентального шельфа Российской Федерации, соответствующее представление по которому, как известно, рассматривается в Комиссии ООН по континентальному шельфу с 2001 года. Как отметил Президент Д.А.Медведев, правовое оформление данного вопроса – это самостоятельная важная задача, которая будет решаться на основе действующих международно-правовых процедур.
Россия строго соблюдает нормы и принципы международного права и твердо намерена действовать в рамках существующих международных договоров и механизмов. Как отмечалось в совместной декларации министерской встречи пяти прибрежных арктических государств, состоявшейся в мае с.г., в гренландском Илулиссате, эти государства, включая Россию, привержены имеющейся договорно-правовой базе в отношении Северного Ледовитого океана и упорядоченному урегулированию любых возможных перекрывающихся претензий. Именно этому следует Россия».
Включение территориального моря и внутренних вод в состав Арктической зоны России не противоречит системе международных договоров и необходимо для успешного развития Северного морского пути, арктических портов и проектов на прибрежном мелководном шельфе. Необходимо также заменить нынешнее нелепое наименования указа Президента России на: «Об Арктической зоне Российской Федерации» или «О составе Арктической зоны Российской Федерации». Это обязательно будет сделано. Я уверен, что члены Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации при поддержке руководства Совета Федерации и активном содействии нашего журнала доведут этот вопрос до конца.

Картосхема 1
Предложения по составу Арктической зоны Российской Федерации от 07.07.2014


Картосхема 2
Состав Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с указом от 02.05.2014, № 296