В Государственной Думе на совместном заседании экспертного совета при комитете по промышленности и специалистов Лиги содействия оборонным предприятиям было подробно и всесторонне обсуждены перспективы производства и развития экранопланов в гражданских целях.

В военной сфере они давно уже применяются, да эта тема не входит в компетенцию парламентского хозяйственного комитета. На заседании председательствовал первый заместитель главы Комитета по промышленности и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. Сам он является давним сторонником внедрения экранопланов в народное хозяйство. Во вступительном слове Гутенев подчеркнул, что надо дать слово всем, и сторонникам, и противникам этой идеи. «Перспективы есть. Но цена ошибки в условиях немотивированных санкций слишком высока, поэтому надо рассмотреть вопрос со всех сторон», - заявил парламентарий. И добавил: «Это важно и с точки зрения освоения труднодоступных регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока и решения остро стоящей сегодня проблемы - транспортной связи с Крымским полуостровом». Далее Гутенев напомнил, что большая часть научно-экспериментальной базы по созданию экранопланов на сегодняшний день сохранена и функциональна, однако государством финансирование работ по экраноплановой тематике в последние десятилетия не производилось. «Минпромторг, между тем, разработал проект Концепции по развитию экранопланов гражданского и военного назначения и План основных мероприятий по ее реализации. Но этот документ завис в департаменте оборонной промышленности. Теперь слово за Правительством. По мнению Гутенева, скорейшее утверждение Концепции будет способствовать началу системной работы в этой области, позволит привлечь частных инвесторов, объединить разрозненные коммерческие разработки для создания конкурентоспособных, экономически эффективных образцов техники». В заседании приняли участие представители Военно-промышленной комиссии, Минпромторга, Минтранса, Минобороны, МЧС России, а также организаций, занимающихся разработкой и производством экранопланов. Представитель ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Сергей Ганин подтвердил, что Минпромторг разработало Концепцию по развитию экранопланов, и работы по ее созданию возглавляло питерское предприятие: «Документ содержит в себе прогноз развития рынка экранопланов в России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, определение их рациональной размерности для решения задач транспортировки людей и грузов на внутренних водоемах и морях, меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности экранопланной техники гражданского и военного назначения». Говоря о проблемах, тормозящих развитие производства экранопланов в России, начальник Московского комплекса ЦАГИ Владимир Соколянский выделил отсутствие нормативно-правовой базы строительства и эксплуатации экранопланов, быстрое старение научно-технического потенциала, усиление позиций конкурентов на мировых рынках, межотраслевое положение экранопланов, отсутствие финансирования экранопланной тематики в программе развития авиационной отрасли, технологическое отставание в ряде отраслей и производств (электроника, двигатели, материалы). К настоящему времени в мире зародилась новая морская инновационная индустрия, основанная на высокоскоростных экранопланных технология.

Она потребовала создания соответствующей международной нормативно-правовой базы. Подобные документы созданы в США, Китае, Японии, Германии, Австралии. Республика Корея активно развивает этот перспективный вид транспорта и открыто заявляет о себе, как о новом мировом лидере. В 2014 году завершаются испытания её первого серийного 50-местного ЭП “WSH-500” – крупнейшего гражданского экраноплана в мире на данный момент. Участники совместного заседания сошлись во мнении, что в России в настоящее время возникла необходимость в создании промышленного комплекса по разработке и серийному производству экранопланов. Основными направлениями его развития должны стать формирование экранопланостроения как специализированного, высокотехнологичного и инновационного направления в отечественной промышленности с учетом обеспечения экономической и военной безопасности страны, государственная поддержка разработки и реализации научно-технического задела при создании новых образцов отечественных экранопланов, развитие и защита рынка отечественной экранопланной техники. Экраноплан, или судно на динамической воздушной подушке, - высокоскоростное транспортное средство, аппарат, летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости площадь крыла экраноплана намного меньше, чем у самолета. По международной классификации экранопланы относятся к морским судам.