Две трети населения Земли живут в условиях затрудненного доступа к питьевой воде. Футурологи предсказывают, что борьба за водные ресурсы может кончиться очередной мировой войной. Впрочем, это будущее пока не предопределено. Если люди сумеют договориться, легенда о водяном перемирии, из «Книги джунглей» Киплинга вполне может стать реальностью — ведь «страны, активно сотрудничающие в водной области, не воюют между собой». Эта фраза, произнесенная одним из участников, стала девизом «Водного форума» БРИКС.

Водная держава
Откуда берет свое начало «Водный форум»? В марте 2015 года в Бразилии правительства стран БРИКС подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций — документ, который задал общий формат взаимодействия в сфере разработок и исследований. 28 октября того же года министры по науке, технологиям и инновациям БРИКС подписали Московскую декларацию, которая отразила главные направления сотрудничества стран на среднесрочную перспективу. Особое место в ней было уделено вопросам создания Совместной научно-исследовательской и инновационной платформы, призванной скоординировать подходы по пяти тематическим областям научно-технической кооперации. При этом каждое направление закреплено за определенной страной: Бразилия отвечает за направление «Предупреждение и ликвидацию природных катастроф», Индия — за «Геопространственные технологии и их применение», Китай — за «Новую и возобновляемую энергетику и энергетическую эффективность», Южная Африка — за «Астрономию», Россия — за «Водные ресурсы и борьбу с загрязнением воды». Именно в рамках работы по данному направлению российская сторона организовала в Москве проведение Международной научно-практической конференции «Водный форум БРИКС», которая прошла в НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. 
Целью конференции стало обсуждение проблем устойчивого использования водных ресурсов и актуальных кейсов в этой сфере. В результате было сформировано научно-экспертное сообщество стран БРИКС в области водных ресурсов. Кроме того, в ходе дискуссий был выявлен потенциал для проведения совместных исследований и разработок, трансфера технологий, направленных на предоставление решений для водного сектора и смежных секторов.

Уроки бережливости
Программа форума позволила посмотреть на проблематику «Водных ресурсов и борьбы с загрязнениями» с точки зрения охраны окружающей среды, экономики природопользования, проблем водопользования в сельском хозяйстве и развития речного транспорта, интегрированного управления национальными и трансграничными водными ресурсами.
Лилиана Проскурякова, ведущий научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, рассказала нам об организации мероприятия: «На форуме обсуждались конкретные технологические решения, которые могли бы стать основой для кооперации стран БРИКС. Многие проблемы, стоящие перед странами БРИКС в этой сфере, похожи, многие актуальные вызовы носят глобальный характер. К примеру, Россия, Китай и Индия на протяжении многих лет сталкиваются с вопросами управления трансграничными водными бассейнами, и этот опыт необходимо учитывать при развитии инициативы «Великий Шелковый путь», особенно в части сельскохозяйственного коридора. Конкуренция стран и секторов экономики за водные ресурсы в дальнейшем будет только обостряться. Поэтому так важно развивать «водную дипломатию», которая должна стать инструментом предотвращения конфликтов и укрепления доверия между странами».
Как объяснила Проскурякова, форум хочет привлечь к проблемам водных ресурсов внимание не только органов власти и бизнеса, но и обычных людей: «Наш основной призыв — бережное отношение к водным ресурсам. Российская Федерация находится в числе государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Однако водные ресурсы распределены неравномерно: на европейскую часть страны, где находится более 70% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% их объема. Кроме того, сокращаются запасы пресной воды, снижается ее качество. Это происходит в том числе из-за избыточного использования в сельском хозяйстве, в промышленности и гражданами в системе ЖКХ. Однако готовых решений для водоочистки, водоснабжения и снижения водоемкости в мире нет». 

Water вместо War
Главным форума стала реплика Анумиты Радж, представляющей Группу стратегического форсайта из Индии: «Страны, активно сотрудничающие в водной области, не воюют между собой». 
Организация, которую представляет Анумита Радж, рассчитывает интенсивность сотрудничества стран, используя индекс Water Cooperation Quotient (от 0 до 100, исходя из количества договоров, соглашений и прочих регулирующих документов и инициатив между странами).
Анумита предлагает взглянуть на воду не просто как на ресурс, но как на источник кооперации, открывающий возможности в области безопасности. Поясняя журналу свою точку зрения, она говорит: «Мне кажется, это очень просто и интуитивно. Если вы инвестируете друг в друга, если у вас диалог в экономике, политике, безопасности, вы менее вероятно будете воевать, поскольку у вас есть соглашения, вы зависите друг от друга». 
Поднятый вопрос о совместной системе управления водными ресурсами как никогда актуален, ведь в мире насчитывается свыше 260 трансграничных бассейнов — любые изменения отразятся на общих интересах. Россия граничит с 14 странами, а бассейны 70 крупных и средних рек страны — трансграничные.
Сергей Салихов, директор Департамента науки и технологий Министерства образования и науки РФ, назвал актуальной проблему использования и комплексного управления водными ресурсами в целях устойчивого развития: «В настоящее время в рамках диалога БРИКС формируется продуктивная площадка по вопросам развития научно-технологического пространства, обмена опытом и поиска взаимовыгодных форматов сотрудничества. В этом смысле «Водный форум», который мы проводим, — это еще один конкретный шаг на пути укрепления сотрудничества между научными, академическими, бизнес-сообществами, профильными государственными структурами стран БРИКС».


Спрос на воду
По словам директора Форсайт-центра и замдиректора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Соколов, к 2050 году глобальный спрос на воду, по сравнению с 2000 годом, увеличится на 55%. При этом почти 40% всего населения ощутят серьезный недостаток воды.
Георгий Самбурский, заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения так прокомментировал нашему журналу актуальность проблемы: «В рамках БРИКС Россия отвечает за воду, и, наверное, это очень правильно. Это возникло в связи с тем, что в странах БРИКС есть некоторый дисбаланс с точки зрения промышленного развития с одной стороны и обеспечения необходимых нужд населения — с другой. Без воды, как вы понимаете, люди жить не могут».
«Вода ниоткуда не появляется. Вода — ресурс ограниченный. И надо вместе действовать так, чтобы в будущем ее хватило всем», — продолжает Михаил Болгов, заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН, отмечая, что ежегодно в водные бассейны страны выбрасывается порядка 11 млн тонн отходов. При объеме сточных вод в 19,2 млн кубических метров только 11% проходят надлежащую очистку (в то время как в США — 63%, в Бразилии — 34%).
Цзюнь Ся из Исследовательского института безопасности водных ресурсов Уханьского университета и Института по изучению круговорота воды и связанных с ним процессов на поверхности Земли Китайской академии наук высказался даже более жестко: «Возрастающая нагрузка на водные ресурсы может спровоцировать межгосударственные конфликты».

Воспитанные потребители
Владимир Гвоздев, заместитель директора Департамента технологического развития и охраны окружающей среды ГУП «Водоканал Санкт-Петербург», выступивший на конференции с практическим докладом о системе управления с применением дистанционного сбора и передачи данных о водопотреблении абонентов, отвечая на вопрос журнала «Редкие земли» о доверии горожан к счетчикам, сказал: «Да, конечно, отношение изменилось. Во-первых, в России в 2009 году вышел закон, который жестко предписывает всем устанавливать счетчики. Думаю, сейчас практически у всех в квартирах они должны стоять. Даже если вода не такая дорогая, то счетчик все равно имеет психологическое воздействие: вода течет — деньги уходят».
«Для экономии необходимо предоставить стимулы населению. Но проблема в Бразилии в том, что налог на воду очень невелик и не может профинансировать необходимые мероприятия. Это также вопрос воспитания. Мы начали обращаться к людям, предупреждая, что вода кончится. Эффект воспитания, обучения, рекламы дал ощутимый результат. Даже в моем доме сначала не было счетчика. Поэтому важно воспитывать жителей, выпускать рекомендации, как экономить воду, как использовать не совсем чистую воду для хозяйственных нужд» — рассказал журналу «Редкие земли» Нилу Де Оливейра Нашсименту из Федерального университета Минас-Жерайс (Бразилия).


Дипломатия воды
В ходе конференции были обозначены три группы проблем:
— развитие научно-технического сотрудничества в сфере водных ресурсов;
— расширение механизма трансфера;
— обмен опытом реализации стратегических документов национального и регионального уровня стран БРИКС.

В резолюции, принятой 30 сентября на итоговом пленарном заседании, участники рекомендуют органам государственной власти стран БРИКС:
— активизировать сотрудничество государств по всему спектру проблем интегрированного управления водными ресурсами;
— обратить внимание на уже имеющийся положительный опыт управления трансграничными проектами;
— проработать вопросы мониторинга трансграничных вод, чтобы собрать информацию о качестве и разработке единых нормативов и показателей качества.
От деловых объединений и технологических платформ БРИКС участники конференции ждут создания интерактивного реестра (банка) данных водных технологий, существующих в странах. Есть в тексте и не менее важные слова: «Водная дипломатия должна стать инструментом предотвращения конфликтов и укрепления доверия между странами».

ТЕКСТ И ФОТО: Редкие земли