Первый форум Россия-Азия безусловно является знаковым событием, подтверждающим, что восточный вектор является приоритетом развития внешней политики России – считают организаторы и участники международного бизнес-форума, который пройдет в столице России 1-2 ноября.

Аналитики, госчиновники и главы бизнес-ассоциаций, помогающих предпринимателям выйти на зарубежные рынки, собрались на пресс-конференции в ТАСС, чтобы рассказать о форуме Россия-Азия. В последние 2 года экономическому сотрудничеству со странами Азии уделяется все больше внимания, и не напрасно, поскольку ориентация на азиатский рынок способна стать для сырьевой экономики «палочкой-выручалочкой». По крайней мере, аналитики из Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА) считают, что это так.
Результаты их исследований озвучила Наталья Порохова, Руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА:«Падение нефтяных цен повлияло на все сырьевые экономики. Везде это привело либо к замедлению темпов экономического роста, либо даже к рецессии. Есть лишь одно исключение среди сырьевых стран, с долей сырьевого экспорта более 50 процентов. Это Австралия. Австралия вообще не ощутила никакого замедления роста экономической динамики, и причины нужно искать не в постиндустриальности этой страны. Есть и другие сырьевые постиндустриальные страны, - например Норвегия, которая испытала достаточно сильное замедление динамики экономического роста. Достаточно уверенно можно говорить о том, что Австралия не ощутила негативных последствий от снижения нефтяных цен потому, что интегрирована в азиатское торговое пространство. Азия – это тот регион, который в абсолютных цифрах рос последние десятилетия быстрее всех, и очевидно, что в ближайшие десятилетия будет также расти быстрее остальных регионов мира. Это урок, который Россия может извлечь из австралийского опыта – интеграция с Азией дает устойчивость показателей даже сырьевым экономикам».

Виталий Монкевич, Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей считает, что Россия и Китай в ближайшем будущем будут работать все теснее, все больше открывая внутренние рынки друг для друга: «По нашим оценкам действительно есть большая перспектива для поставок наших товаров, в том числе и продуктов питания в азиатские страны, и конечно, нашему самому крупному партнеру – Китаю. У нас в Китае есть уже традиционные поставщики – это северные провинции, которые знают российскую продукцию, и охотно ее покупают. В то же время, мы сейчас совместно с российским экспортным центром стараемся развить торговлю нашими продуктами в южные провинции Китая – Шанхай и Гуаньдун.
Нашей основной задачей на форуме Россия-Азия будет рассказать и ввести в курс дела российских производителей, научить их делать сертификацию российских товаров для китайского рынка, научить их регистрировать товарные марки, и глобально поделиться своей компетенцией в области взаимодействия с китайскими покупателями, с китайскими сетями. На мой взгляд, китайская сторона сейчас готова для товаров из России снять ряд защитных барьеров, которыми она оберегает свой внутренний рынок».

Однако по настоящему необратимым процесс экономического сотрудничества может сделать лишь участие в нем большого количества предприятий с обеих сторон, прежде всего, тех, которые относятся к категории «малый и средний бизнес». Удачные примеры такого взаимодействия уже есть, но массовым этот процесс пока не стал. Малые предприятия не рвутся на внешний рынок, опасаясь, прежде всего бюрократических трудностей. В частности, простой, на первый взгляд, вопрос «В чьей юрисдикции будут решаться возможные судебные споры?» в реальности оборачивается неразрешимыми для небольших фирм проблемами.

Впрочем, большая часть таких проблем вполне разрешимы, — уверен Юрий Шурыгин, Исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортеров: «У малых и средних компаний, когда они задумываются о том, чтобы выйти на внешние рынки, возникает одна и та же проблема: им приходится все начинать с нуля. Компании выходили на внешний рынок только методом проб и ошибок. Каких-либо профессиональных объединений экспортеров не существовало, исключение, пожалуй, составляли крупные экспортеры зерна. Причина понятна – интересы компаний из разных отраслей не совпадают: у представителей легкой промышленности они одни, у производителей продуктов питания – другие, у приборостроителей – третьи.
Наша ассоциация может помочь тем, кто только собирается выходить на внешний рынок по 5 направлениям: поиск деловых партнеров, включая региональных дилеров; экспертно-консультационная поддержка, информационно-аналитическая поддержка; образование – мы проводим в год от 30 до 40 мероприятий, в основном это семинары, посвященные экспортной тематике, и последнее направление – продвижение продуктов на зарубежном рынке».

Международный бизнес-форум «Россия-Азия» пройдёт 1-2 ноября в Москве в отеле Holiday Inn Sokolniki.
Организаторы заявляют, что каждому участнику форума будет предоставлена возможность стать членом Российско-азиатского бизнес-клуба, где в режиме онлайн можно получить доступ к пулу компаний, готовых инвестировать в зарубежные проекты и новые направления развития бизнеса. Бонусом к членству в клубе являются льготные условия заключения контрактов и договоров между членами клуба и компаниями/странами-участницами.