30 июня в Харбине в рамках Первого Российско-Китайского ЭКСПО и Первого Российско-Китайского форума по спутниковой навигации состоялась сессия «Российско-китайское сотрудничество в сфере спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и Beidou». На сессии российские и китайские участники, представители государственных органов и бизнеса двух стран обсудили перспективы сотрудничества в сфере применения спутниковой навигации на различных видах транспорта. Вице-президент НП «ГЛОНАСС» Евгений Александрович Белянко ответил на вопросы «РЗ».

РЗ: Существует ли возможность поступления на рынок оборудования, используемого в системах ГЛОНАСС и Beidou?
Основная часть навигационного приемника — микросхема, часто называемая чипсетом. Начиная с 2012 года все производители микросхем в мире для гражданского применения разрабатывают только многосистемные решения, которые могут одновременно принимать сигналы ГЛОНАСС, GPS и других систем. Надежность и качество определения местоположения многосистемного навигационного приемника намного выше, чем односистемного. Сейчас это общеизвестный факт. Первыми, кстати, о более высокой надежности ГЛОНАСС+GPS-решений стали писать американцы в профильных журналах. Мы ожидаем, что, как только будет налажено массовое использование приемников с поддержкой ГЛОНАСС и Beidou, такие многосистемные приемники будут представлены на рынке. После появления приемников аппаратура может быть легко модернизирована простой заменой одного чипа приемника на другой. 

РЗ: Дмитрий Олегович Рогозин призвал отечественного производителя направить усилия на то, чтобы необходимая микроэлектроника выпускалась у нас, а не за рубежом… 
Если говорить о производстве современной микроэлектроники, ни одна страна в мире не может обеспечить у себя все процессы. Этот вопрос все равно решается путем кооперации. У нас есть интересные наработки, которые мы можем предложить для сотрудничества. Микросхема может быть произведена в Китае, а конечный прибор — в России, и наоборот. Собственно, это один из ключевых вопросов встречи в Харбине. 

РЗ: Сотрудничество с Китаем в данной области — приоритетное?
Да. Прежде всего начнем с экономического эффекта внедрения навигационных технологий. В 2012 году наше некоммерческое партнерство с компанией Strategy Partners провело исследование, которое показало, что при массовом внедрении спутниковые навигационные технологии дадут совокупный макроэкономический эффект более 1 трлн рублей в год после 2020 года. В прессе появлялись оценки китайского правительства, в которых оценивался экономический эффект от внедрения Beidou в сопоставимых величинах. Но чтобы эти цифры стали реальностью, нужно именно массовое внедрение. Нужны десятки миллионов устройств, и дорого они стоить не могут. Значит, нужны недорогие микросхемы многосистемных приемников. И здесь начинается самое интересное. Как я уже сказал, все современные микросхемы навигационных приемников поддерживают в том числе ГЛОНАСС. Новейшие разработки поддерживают и Beidou. Но нет никаких гарантий, что поддержка ГЛОНАСС и Beidou всегда будет в микросхемах американских производителей. И первая цель нашего сотрудничества с Китаем — сделать так, чтобы потребители гарантированно имели доступ к системам ГЛОНАСС и Beidou вне зависимости от политической обстановки. Вторая цель — экономика, снижение цены. И если с опытом Китая в области массовой электроники трудно конкурировать, то Россия имеет большой опыт в создании навигационно-информационных систем мониторинга и безопасности национального масштаба. Очень интересна система передачи данных, которая реализована в рамках системы Beidou. ГЛОНАСС, GPS, Galileo (европейская спутниковая навигационная система) построены только по принципу навигации, то есть спутники излучают сигнал, но информацию от земли не принимают. А в рамках системы Beidou есть специальная подсистема, которая позволяет передавать короткие сообщения с борта автомобиля. Это важно в тех местах, где нет покрытия сотовой связью. В России есть система спутниковой связи «Гонец», которая разработана для передачи коротких сообщений в любой точке земного шара. Каждая из систем стран должна быть автономна — это правильно с точки зрения надежности. Но когда мы обеспечиваем взаимодействие этих уже построенных и надежных систем, мы даем потребителю новое качество навигации. Суммируя, могу сказать — в сотрудничестве России и Китая не может быть проигравших. 

РЗ: Можно сказать, что сотрудничество России и Китая станет крупнейшим мире в этой сфере навигационной системы?
Это сотрудничество станет основой крупнейших международных проектов. Когда водитель получит один стандарт безопасности вдоль всего «Великого шелкового пути» — в России, Казахстане, Китае, Европе, то он это оценит. Это большая работа на многие годы, но результат стоит того. 

РЗ: Это будет альтернативой американскому сотрудничеству?
Системы навигации — это прежде всего системы мониторинга и безопасности. Чем шире сотрудничество, тем выше надежность и качество работы больших систем, поэтому не совсем корректно говорить об альтернативах сотрудничества с кем-то. Всех волнует конечный итог — что получит потребитель. С 1 января 2015 года запустится в промышленную эксплуатацию система экстренного реагирования при авариях «ЭРА–ГЛОНАСС», с ее помощью любой водитель или пассажир автомобиля на территории России может быть уверен, что информация о ДТП в автоматическом (или ручном) режиме надежно и в кратчайшие сроки будет передана в Систему-112. Все бортовое оборудование «ЭРА–ГЛОНАСС» должно принимать сигналы не менее двух глобальных спутниковых навигационных систем — это необходимо по соображениям надежности. Когда проект только начинался, в мире было всего две такие системы — ГЛОНАСС и GPS. К 2020 году Beidou станет глобальной системой, и можно будет говорить об использовании ее в рамках этого проекта. 

РЗ: Дмитрий Рогозин говорил, что 11 американских станций GPS, которые были установлены еще с начала 90-х годов по всей территории России с Запада на Восток, сейчас отключены, почему? 
Устойчивое развитие может быть только на основе взаимной выгоды. В конце 2013 года в США был принят закон, который ограничивал возможность установки российских контрольных станций ГЛОНАСС на американской территории. Закрытие 11 станций GPS на территории России является симметричным ответом на запрет американской стороны. Точность услуг местоопределения, ни тем более их доступность для пользователей спутниковой навигации не изменятся. Потребители этого не заметят, особенно те, кто пользуется двусистемным оборудованием ГЛОНАСС/GPS.