Китай перешел на расчеты с Россией в национальной валюте, что облегчает совместную работу. Повышается инвестиционная активность Китая в совместных проектах на территории самого Китая, направленных на привлечение новых технологий, и в зарубежных проектах для обеспечения Китая минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и создания нужной ему транспортной инфраструктуры.

Лидером по притоку в БРИКС выступает Китай, на который приходится 9% мирового притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), или почти половина притока в БРИКС (Таблица 1).


За восемь лет с 2005 г. по 2012 г. общий мировой поток ПИИ превысил 8,5 трлн долларов. Из этого объема в страны БРИКС поступило 16% инвестиций, в то время как из стран БРИКС в другие страны было направлено 7% ПИИ. Следовательно, пятерка названных государств в большей степени играет роль принимающей инвестиции стороны, нежели их источника.
Отраслевая структура иностранных инвестиций формировалась как под влиянием интересов иностранных инвесторов, так и под воздействием китайских властей, стремившихся к тому, чтобы данная структура соответствовала потребностям развития национальной экономики. В последнее десятилетие иностранные фирмы заметно активизировались в приоритетных с точки зрения потребностей развития Китая отраслях промышленности. При их участии создан целый ряд автомобильных предприятий, в крупных размерах налажено производство электроники, энергетического оборудования, контрольно-измерительных приборов и т.д.
К категории поощряемых отраслей для зарубежных инвестиций в КНР относятся более 260 направлений: сельское и лесное хозяйство, животноводство, текстильная промышленность, энергетика, металлургия, нефтяная, нефтехимическая и химическая промышленность, производство строительных материалов, медицинское оборудование, аэрокосмическая промышленность, микроэлектроника, био- и информационные технологии, защита окружающей среды.
Как видно из Таблицы 2, больше половины иностранных инвестиций направляется в производственный сектор (54,8% от общего объема прямых инвестиций) и в сферу услуг (41,5%). На долю сырьевого сектора, сельского хозяйства и рыболовства приходится всего лишь 1,2% всех иностранных потоков капитала. В последние годы набирает популярность размещение иностранных инвестиций в секторе финансовых услуг и инновационном секторе КНР.

Активно развивается инвестиционное сотрудничество Китая с другими странами БРИКС. В 2012 г. российские прямые инвестиции в Китай составили 29,9 млн долларов против 31,02 млн в 2011 г. (-3,6%). Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями — 73 (в 2011 г. — 51 проект). Основные направления российских инвестиций: производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.
К началу 2013 г. суммарный объем российских прямых инвестиций в КНР достиг 847,71 млн долларов (+3,6%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР — 2452 (+3%).
Крупные нефтегазовые корпорации, такие как CNPC, активно инвестируют в Россию. Китай, обладая высокими темпами экономического роста, нуждается в расширении импорта энергоносителей. Поскольку на данном этапе основными поставщиками нефти в Китай являются государства Персидского залива, а в них сейчас нестабильная политическая обстановка, КНР вынуждена искать новых альтернативных партнеров. В данной ситуации она рассматривает Россию как один из основных стабильных источников получения сырья и готова инвестировать в его добычу. Именно Китай и Индия были крупными инвесторами в IPO (Initial Public Offering) «Роснефти», тем самым поддерживая долгосрочные поставки энергоресурсов.
«Роснефть» рассматривает перспективы строительства нового нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) совместно с китайской компанией Sinopec мощностью 20 млн т нефти в год в конечной точке нефтепровода ВСТО на расстоянии 3–4 км от будущего порта отгрузки в районе бухты Козьмино. «Роснефть» также заключила соглашение с CNPC о строительстве НПЗ на территории Китая в Тяньцзине. Работы были начаты в 2010 г. и по плану завершатся в 2015 г. Максимальная общая стоимость проекта достигает 3 млрд долларов. В рамках соглашения также будут построены от 300 до 500 автомобильных заправочных станций (АЗС) на территории Китая.
Для экспорта нефти в западные районы Китая (СУАР) необходимо провести реконструкцию с увеличением пропускной способности нефтепровода Омск — Павлодар — Атасу.
Помимо инвестиций в совместные проекты с Россией в добывающей отрасли, Китай заинтересован в использовании российского научно-технического потенциала, достаточно недорогой и качественной техники и оборудования в областях энергетики, авиастроения, транспорта, металлургии, космонавтики, мирном использовании ядерной энергии, лазерной техники, а также в военно-техническом сотрудничестве.
В 2009 году во время официального визита Президента РФ Д.А. Медведева в Китай был подписан меморандум о взаимопонимании между министерством энергетики и государственным энергетическим управлением Китая о сотрудничестве в области развития электросетевого хозяйства, а также Дорожная карта по сотрудничеству в угольной сфере. Кроме того, компания «Атомстройэкспорт» и Цзянсусская ядерная энергетическая корпорация, Китайская ядерно-энергетическая инжиниринговая компания и Китайская корпорация промышленности ядерной энергии подписали контракт на технический проект сооружения третьего и четвертого блоков Тяньваньской атомной электростанции.
В процессе реализации находятся такие проекты совместного технического сотрудничества, как сооружение на территории КНР с российским участием четырех теплоэлектростанций вблизи Пекина, Тайюаньского прокатного завода.
В провинции Хэйлунцзян планируется начать изготовление и сборку электроприборов, в провинции Цзилинь (она граничит с российским Приморьем и КНДР) будут выпускать легковые автомобили с гибридной силовой установкой, в Ляонине (Южная Манчжурия) начнется производство силовых трансформаторов.
Российская сторона проявляет интерес к угольной промышленности Китая. Так, РФ намерена инвестировать в проект расширения коксохимического комбината годовой мощностью 1 млн т в городе Читайхэй (пров. Хэйлунцзян), а также в производство кокса технологией быстрого пиролиза и методом твердого теплоносителя из бурого угля ежегодной мощностью 1,2 млн т в г. Тунляо (Автономный район Внутренняя Монголия). Это позволит сократить промышленные выбросы и сохранить окружающую природу России.
Компания «Русал» собирается инвестировать 3 млн долларов в расширение принадлежащего ей катодного завода на северо-востоке Китая. Планируется увеличить мощность предприятия более чем в два раза в течение двух лет. Поскольку Россия намерена полностью обеспечить себя не только бокситами и глиноземом (основное сырье для производства алюминия), но и такими важными для технологического процесса продуктами, как катоды, кокс и пек, то приобретение катодного завода в Китае обеспечит около 50% необходимого объема данной продукции. Намечается сотрудничество России и Китая в строительстве портов и автомагистралей. Китай является основным потенциальным потребителем трансконтинентальных транспортных коридоров. Что касается действующих российских аэропортов и приграничных дорог, то их сравнение с китайскими аналогами заставляет направлять до 70% товарооборота КНР и РФ через Амстердам и Финляндию. Поэтому Китай заинтересован в инвестировании в проекты по улучшению российской транспортной инфраструктуры.
Бразилия также заинтересована в наращивании инвестиционного сотрудничества с Китаем, в основном путем совместных инвестиционных проектов в областях высоких технологий, автомобильной промышленности, энергетики, горной промышленности и логистики. На данный момент между КНР и Бразилией действует более 300 проектов.
Бразилия и Россия наращивают сотрудничество с Китаем в области авиации, прежде всего в сфере создания самолетов бизнес-класса и региональных воздушных судов. Одним из крупнейших инвестиционных проектов является строительство в Китае бразильским авиационным концерном «Эмбраэр» завода по производству 50-местного пассажирского самолета ERJ-145. Соглашение о создании совместного предприятия подписано между «Эмбраэр» и китайской авиационной компанией «Авик-2». Инвестиции Бразилии в проект составляют 25 млн долларов.
Бразилия заинтересована в привлечении китайских инвестиций, в частности в реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры. За период с 2003 г. по 2011 г. объем китайских заявленных инвестиций в Бразилию составил 40,8 млрд долларов. По данным министерства промышленности и внешней торговли Бразилии, распределение инвестиций из Китая по отраслям выглядело следующим образом: 20,9 млрд долларов — металлургия, 10,4 млрд — добыча нефти и газа, 2,7 млрд — продовольственный сектор, 1,9 млрд — энергетика, 1,5 млрд — автомобилестроение. Индия активно развивает сотрудничество с Китаем в области автомобилестроения. Многие индийские компании, в том числе ювелирные и алмазные, инвестируют в Китай с целью диверсификации своих рынков и минимизации воздействия финансово-экономического кризиса.
Основными направлениями инвестиций из ЮАР в Китае являются продовольственный и энергетический сектора. На китайском рынке присутствуют такие компании, как SABMiller, Property Group LRPS, Sasol, AngloAmerican, Anglo Coal, Exxaro, Kumba Iron Ore, Anglo Gold Ashanti, Goldfields.
Для китайских компаний в ЮАР интерес представляют нефть и минералы. При этом действует принцип «сырье в обмен на инфраструктуру». С 1998 г. на территории ЮАР создано более 150 китайских предприятий (в горнодобывающей промышленности, в текстильной и пищевой отраслях и др.). Крупнейшим совместным проектом ЮАР и Китая является предприятие по добыче хрома в северо-западной провинции страны. Привлекательной для Китая является добыча цветных металлов, в частности цинка, кобальта, платины, меди, бокситов.
Растущий спрос на железную руду со стороны Китая можно рассматривать как новые возможности для южноафриканских производителей, поскольку китайские компании получили право разрабатывать месторождения руды в тропических лесах ЮАР, но в обмен создают в этой стране гидроэнергетическую систему, строят железные дороги и глубоководные порты для доставки руды в Китай.
Одним из важнейших шагов по активизации инвестиционного сотрудничества между странами БРИКС стало формирование системы прямых взаиморасчетов в национальных валютах. К настоящему времени Китай перешел на расчеты в национальной валюте только с Россией. В 2011 г. на Шанхайской валютной бирже объем торгов парой рубль/юань превысил 22 млрд руб., что превысило объем операций между юанем и британским фунтом.
В условиях роста операций в китайских юанях, индийских рупиях, российских рублях и бразильских реалах на фоне сохранения неустойчивости ведущих мировых валют все более актуальным становится создание Банка международных расчетов БРИКС, через который можно проводить многосторонние расчеты и платежи в национальных валютах, а также кредитовать возникающие при этом временные дефициты.

Текст: Алла Вергун